Казахстан и Беларусь видят все меньше выгоды для себя в ТС

Казахстан и Беларусь видят все меньше выгоды для себя в Таможенном союзе.... Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Беларусью формально вступил в силу 1 июля. Однако это событие не стало поводом для празднования среди членов союза. Причины столь явного пессимизма по поводу будущего этой организации очевидны, поскольку Минск и Москва все больше и больше спорят в безуспешной попытке преодолеть углубляющиеся разногласия по важным вопросам. В Казахстане участились общественные мероприятия националистических сил, направленные против альянса со славянскими государствами, прежде всего с Россией, пишет информационное агентство \"Казах-ЗЕРНО\".

Умеренные эксперты, даже среди промосковской оппозиции в Астане, выражают сомнение по поводу перспективы казахско-российского тандема в рамках недавно сформированного Таможенного союза без полного участия Беларуси в этой организации.

В атмосфере такой враждебности по отношению к Таможенному союзу, бывший советник президента Нурсултана Назарбаева Ермуханбет Ертысбаев хвалится тем, что Казахстан и Россия успешно интегрируются в сторону возрождения Советского Союза.

Многие наблюдатели в Казахстане опасаются того, что основной целью Москвы в интеграционной политике является восстановление Союза со странами СНГ во главе с Россией. Однако основным камнем преткновения на пути российской экономической и политической интеграции в СНГ, похоже, стала позиция, которую занял белорусский президент Александр Лукашенко.

Казахские СМИ размышляли о том, забьют ли российский премьер-министр Владимир Путин и Лукашенко последний гвоздь в гроб Таможенного союза или о том, может ли в будущем Беларусь вступить в Европейский союз. Ни одна из этих возможностей не сулит ничего хорошего Казахстану в его попытках получить доступ на европейские энергетические рынки через Беларусь и Россию, что было единственным объяснением тому, почему Казахстан решился присоединиться к столь сомнительному альянсу.

Тем не менее, пока Россия и Беларусь пребывают разделенными, Таможенный союз будет очень хрупким. Газовый спор, разразившийся между Беларусью и Россией в июле, и вероятность того, что Минск начнет требовать финансовых уступок от Москвы за российские базы, расположенные в Беларуси, представляет риск для продолжительности существования Таможенного Союза. Поэтому прежде, чем полностью посвятить себя организации, Астана, скорее всего, подождет результатов конфронтации между Москвой и Минском.

Во всех отношениях Таможенный союз представляет собой неравный принудительный брак, мотивированный желанием Москвы вернуть свое влияние в странах СНГ.

Однако вряд ли можно ожидать того, что любое государство в СНГ поспешит присоединиться к Таможенному союзу. Экономисты прогнозируют, что если нынешний устав Таможенного союза останется в силе, к 2015 году бюджет России получит 400 млрд. долларов США, тогда как Казахстан и Беларусь получат по 32 млрд. долларов США.

В настоящее время товарооборот двусторонней торговли между Казахстаном и Россией составляет лишь 15 млрд. долларов США, и спустя 5 лет после создания Таможенного Союза объем торговли, как ожидается, увеличится втрое.

Будущее Таможенного союза – преобладающая тема в правительственных кругах Казахстана. Премьер-министр Карим Масимов возглавил широкомасштабную пропагандистскую кампанию, в рамках которой правительственные министры ездят по отдаленным регионам страны, убеждая население в выгоде и пользе Таможенного союза для Казахстана. Тем не менее, преобладающее мнение заключается в том, что Казахстан с его огромной территорией, богатой природными и энергетическими ресурсами, но плохо развитой промышленностью и большими сельскохозяйственными регионами, будет в первую очередь поставщиком сырья для российской экономики в рамках Таможенного союза.

Единственным сектором, в котором Казахстан может успешно конкурировать с Россией, является относительно модернизированный сектор сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства России недавно объявило, что в этом году объем урожая составил 85 млн. тонн, что намного меньше, чем ранее прогнозируемая цифра в 97 млн. тонн урожая, который пострадал от жары и лесных пожаров. В связи с этим министерство объявило о введении запрета на экспорт зерна. В результате сильной засухи экспорт российского зерна сократится и в следующем году. Несмотря на необычайно редкие осадки, Казахстан ожидает собрать 15 млн. тонн зерна в этом году вдобавок к 7 млн. тоннам пшеницы, оставшейся в хранилищах с прошлого года.

Москва все еще сохраняет значительное экономическое воздействие на Астану и Минск, используя зависимость Казахстана от российских транзитных маршрутов для доступа к европейским рынкам энергоресурсов. Беларусь серьезно зависит от российских субсидий для поддержания своей шаткой экономики. Несмотря на это, допущение хищных российских олигархов в белорусскую экономику маловероятно до тех пор, пока у власти остается Лукашенко. Эти очевидные противоречия, скорее всего, растянут временные рамки создания подлинного Таможенного союза.