Засуха, пожары и зерно - инструмент российской политики

На модерации Отложенный

На Россию одновременно обрушились три взаимосвязанных напасти. Самые высокие температуры, зафиксированные за все 130 лет метеонаблюдений, самая масштабная за последние 30 с лишним лет засуха, а также массивные природные пожары, которыми объяты семь областей, в том числе и Московская.

Все эти беды угрожают урожаю пшеницы в России, которая является одним из крупнейших мировых экспортеров зерна. Впрочем, России и прежде доводилось испытывать воздействие засухи на урожай пшеницы - важнейшего товара для внешней политики Москвы и соблюдения порядка внутри страны. Несмотря на высокие температуры, засуху и пожары, имеющийся объем зерна удовлетворит внутренние потребности страны. Россия также воспользуется сложившейся ситуацией для того, чтобы объединить своих соседей в зерновой картель.

Из истории засухи и пожаров

Затопление торфяников, судя по всему, позволяет взять пожары под контроль. Из-за дыма этих пожаров, Москва целую неделю была практически отрезана от мира. Но большее беспокойство вызывают последствия пожаров - а также продолжающейся жары и засухи, из-за которых в 27 регионах было введено чрезвычайное положение - для, как правило, большого урожая зерна и его экспорта.

Россия является одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров зерна, обычно производя каждый год порядка 100 миллионов тонн, или 10 процентов мирового объема, пшеницы. 20 процентов собранного зерна она экспортирует на рынки Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

Из-за засухи (и пожаров) объем производства зерна в России от года к году колеблется от 75 до 100 миллионов тонн. Уровень засухи и пожаров в этом году заставил российских чиновников пересмотреть прогнозируемый объем производства зерна в 2010 году, снизив его до 65 миллионов тонн. Тем не менее, в зерновых запасах России имеется 24 миллионов тонн пшена, а это значит, что его хватит для удовлетворения внутренних потребностей (а это порядка 75 миллионов тонн), даже в случае, если засуха усилится.

В годы засухи и пожара Москва сталкивалась с громадной проблемой - транспортировкой зерна по необъятной территории страны. Зерновой пояс России находится в южно-европейской части страны, простираясь от Черного моря через Северный Кавказ до западных границ Казахстана, и увенчиваясь на севере Московской областью.

Это самая плодородная область России, которую питает Волга.

Хотя засуха и пожары уже обрушивались на Россию в течение последних трех лет, главного зернопроизводящего региона они не затрагивали - тогда пострадал только Уральский регион, обеспечивающий зерном Сибирь. Эти пожары стали серьезным испытанием российской транзитной инфраструктуры, которая является одной из главных проблем страны. В России, по сути, отсутствует транспортная сеть, объединяющая ее европейскую часть с Дальним Востоком, за исключением одной лишь Транссибирской железной дороги. И, хотя транспортная инфраструктура в зерновом поясе является наиболее развитой в стране, она разработана для того, чтобы послать зерно к Черному морю или в Европу, но никак не в Сибирь. Кремль начал принимать меры по предупреждению нарушения поставок зерна в Сибирь во время засухи и пожаров 2007-2009 годов. За этот период Москва установила массивные зернохранилища на Урале и в производственных регионах Казахстана, расположенных вдоль российской границы.

Нынешние пожары и засуха российскую транспортную сеть практически не затрагивают. Зато еще как затрагивают зернопроизводящие регионы в европейской части России, которые поставляют огромную часть экспортируемого государством зерна. Через эти регионы пролегает тянущаяся на запад распределительная сеть, главным центром которой является расположенный на Черном море порт Новороссийск, через который проходит более 50 процентов российского экспорта.

Россия уделяла много сил тому, чтобы оставаться главным экспортером зерна. В течение предыдущих трех лет ежегодная прибыль от его продажи составляла более 4 миллиардов долларов. В этом году 5 августа Кремль объявил, что наложит временный запрет на экспорт зерна с 15 августа до 31 декабря. К этому шагу его подтолкнули две причины. Первая - желание предотвратить взлет внутренних цен на зерно, который может произойти из-за дефицита, которого все так боятся. Российский рынок зерна удивительно изменчив. Цены на него уже успели вырасти почти на 10 процентов. (Если говорить об остальном мире, то фьючерсы пшеницы на Чикагской товарной бирже за прошлый месяц выросли почти на 20 процентов, что является самым значительным скачком с начала 1970-ых).