Государственные деньги уйдут на \"Бой с тенью\"

На модерации Отложенный

Одна из крупнейших российских студий «Централ Партнершип» объявила список фильмов, которые собирается снимать на государственные деньги. Возрождать российское кино будут с помощью третьей части «Боя с тенью» и комедий о свадьбах. Доля госденег в бюджете выбранных фильмов составит 40%, а остальную часть компания профинансирует за счет собственных и привлеченных средств.

«Лидеры отечественной кинематографии» рассказали, на какие фильмы потратят государственные деньги. «Централ Партнершип»(ЦПШ) собирается потратить 250 млн рублей, выделенных через Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на семь художественных картин: приключенческий боевик «Бой с тенью – 3: Последний раунд», криминальную драму «Дом», комедийную мелодраму «Небесный суд», романтические комедии «Пять невест», «Свадьба по обмену» и «Два дня» и мистический экшн-3D «Темный мир».

Кино от государства

В общем бюджете семи картин доля госденег составит 40%, а остальное будет вложено компанией за счет собственных и привлеченных средств. При этом первые шесть фильмов получат деньги на производство, а «Темный мир»— на продвижение.

«Дом» будет снят совместно со студией «СТВ», а «Два дня»— с кинокомпанией Art Pictures Федора Бондарчука, где он сыграет главную роль. Бондарчук снимется и в другой заявленной картине— «Свадьба по обмену» от создателя «Невесты любой ценой» Дмитрия Грачева.

Дороже всего, если судить по производственному бюджету, государству обойдется «Бой с тенью – 3»— всего на него планируется потратить 150 млн рублей (почти столько же ЦПШ инвестирует в свой 3D фильм— 155 млн рублей).

На втором месте «Дом» за 123 млн рублей, в котором, как сообщается в аннотации к фильму, «есть все, кроме покоя, любви и взаимопонимания: один из сыновей Степан возвращается в отчий дом после 15-летнего отсутствия для того, чтобы отсидеться и переждать опасную ситуацию— а по пятам за ним следует группа профессиональных киллеров. Тогда семья Базановых на время забывает о неприязни и взаимных обидах, объединяясь и встав на защиту своего Дома. Впереди у них смертный бой».

Самым дешевым проектом обещает стать «Небесный суд» с Константином Хабенским и Николаем Пореченковым за 30 млн рублей, где эти актеры по сценарию будут решать, какие души отправлять в рай, а какие— в ад.Кинокомпания «Централ Партнершип»

Основана в 1995 году. В ее состав входят студия «Централ Партнершип», дистрибьютор кино- и телеправ «Централ Партнершип Sales House». С января 2009 года является официальным дистрибьютором на территории России и стран СНГ (кроме Украины) продукции кинокомпании Paramount Pictures International.
В 2009 году, доля фильмов ЦПШ в общем бокс-офисе, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», составила 16,4%, общие сборы фильмов в рублевом исчислении— 3,84 млрд рублей.
Среди выпущенных фильмов— «Бой с тенью», «Тарас Бульба», «Волкодав», «Кандагар».

Великолепная восьмерка

На эти фильмы государство возлагает особые надежды. Напомним, что весной этого года в России заработала новая схема финансирования полнометражных отечественных картин: 2 млрд государственных рублей были поровну распределены между восемью «лидерами отечественной киноиндустрии», которых попечительским советом определил специально созданный Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.В их число вошли «ЦПШ», «Тритэ» Никиты Михалкова, «Дирекция кино» Константина Эрнста, Bazelevs Тимура Бекмамбетова, «Профит» Игоря Толстунова, «Рекун» Валерия Тодоровского, «СТВ» Сергея Сельянова и Art Pictures Федора Бондарчука. Теперь на эти компании государством возложена ответственная социальная миссия— возродить любовь зрителя к российскому кино и сделать его прибыльным. По 5% от общего дохода со своих кинокартин продюсеры должны будут вернуть обратно в фонд.

Неприбыльное дело

Кинобизнес в России пока похож на индустрию меценатов— редкий фильм окупает себя в прокате и приносит продюсеру прибыль. Виной тому— пиратство и нежелание зрителя ходить на российское кино.

Так, по подсчетам «Невафильм» и Rfilms для Европейской аудиовизуальной обсерватории, средний убыток одного фильма за последние четыре года превысил 50 млн рублей.

С 2006 года валовый доход продюсеров составил не более 8 млрд рублей, а их чистый совокупный убыток до вычета затрат на рекламу и продвижение, а также уплату налогов превысил 20 млрд рублей. При этом в числе прибыльных киностудий не самые большие по объему производства компании— продюсерские центры «Леополис» («Любовь в большом городе», «Гитлер капут!»), «Реал Дакота» («Любовь-морковь», «От 180 и выше») и «Базелевс» Тимура Бекмамбетова

Впервые подобная схема была озвучена на заседании совета по развитию отечественной кинематографии в ноябре прошлого года главой Союза кинематографистов Никитой Михалковым— он пожаловался премьер-министру Владимиру Путину, что из 100 профинансированных государством картин на экраны выходит меньше 50 и предложил распределять деньги не на конкретные проекты через Минкульт, а выдавать непосредственно киностудиям, которые лучше разбираются в том, какие фильмы будут рентабельными.

В итоге за министерством оставили только 800 млн рублей на анимацию, дебютные картины и арт-хаус, а остальные 2,8 млрд рублей передали фонду. На кинорынке произошел раскол— Гильдия продюсеров, которая, по словам ее президента Рената Давлетьярова, объединяет 90% продюсеров, направила письмо премьер-министру с протестом, назвав новую схему финансирования нечестной и заявив, что подобная система ударит прежде всего по авторскому кино, традиционно собирающему на международных фестивалях призы. Но словам несогласных не вняли.

Теперь, как ожидается, на экраны в ближайший год выйдет не меньше 35 «лучших» кинофильмов. Как рассказал GZT.RU директор фонда Сергей Толстиков, ровно столько сценариев было подано «лидерами» на рассмотрение экспертного совета и все они были одобрены. Каждая компания должна произвести на выделенные средства не менее трех картин. «Мы не ограничивали студии в выборе тем, не ставили идеологических задач,— сказал он.— Каждая из них сама определила, какие проблемы считает важными для освещения».

От «Метро» до «Сталинграда»

Так, кинокомпания «Профит» рассчитывает снять на госсредства три фильма. Гендиректор компании Игорь Толстунов рассказал GZT.RU, что инвестирует в драму «Испытание» режиссера Павла Чухрая, триллер «Метро» Антона Мегердичева и романтическо-приключенческую комедию «Номер 13», которая уже почти снята.

В первой картине на фоне испытания водородной бомбы развернется драматическая история любви москвича и казахской девушки; вторая расскажет о том, как главный герой становится заложником аварии в метро; третья, в которой снимаются Константин Крюков и Марат Башаров,— о тренере фигурного катания, пытающейся завоевать сердце олигарха. Долю госсредств в этих фильмах Толстунов назвать отказался, добавив, что «она, как положено по закону, не будет превышать 70% от бюджета».

В Bazelevs возлагают надежды на «Новый год шагает по стране», где снимется старший сын Кристины Орбакайте Никита, в Art Pictures— на эпическую картину «Сталинград». «Тритэ» планирует выпустить третью часть «Утомленных солнцем». Сергей Сельянов (СТВ) и Валерий Тодоровский (Рекун) отказались называть фильмы, над которыми собираются работать.

Неэффективная схема

Между тем не все участники кинорынка готовы признать успешной новую схему распределения госденег в кинематографе.

«Сложно сказать, не читая сценария, насколько будут успешны эти фильмы с художественной точки зрения, но, скорее всего, вряд ли принесут создателям прибыль, – считает Александр Атанесян (фильмы «Сволочи», «Монтана»), вице-президент Гильдии продюсеров. – Я по-прежнему считаю такую схему распределения средств неэффективной, потому что она не решает проблемы отрасли. На коммерчески правильно просчитанные фильмы деньги находятся всегда – их не нужно брать у государства. Вопрос не в качестве кино, а в инфраструктуре индустрии – количестве киносетей, пиратстве. В мегаполисах один кинотеатр окупается за три года, в городе с населением 500-700 тыс. человек – шесть лет. Вот куда государству стоит направить деньги – в малые города, на развитие государственных киносетей, куда не хочет идти бизнес, чтобы кино в России, наконец, стал прибыльным».