Белорусские выборы: ниша для пророссийского кандидата расчищена?

На модерации Отложенный

Сейчас, когда, будем надеяться, на информационном фронте наступило временное затишье, пришло самое время обратиться к анализу шансов возможных кандидатов, включая нынешнего главу государства, на пост президента. В принципе, всё сводится к анализу электоральных ниш того или иного кандидата при условии прозрачного подсчета голосов.

Социологической основой анализа является недавно проведенное исследование базирующегося в Вильнюсе Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Первое, что на себя обращает внимание, это то, что, по данным опроса, Александр Лукашенко лидирует - уровень его поддержки 48% составляет, но этих цифр недостаточно для победы в первом туре. Следовательно, должен будет состояться второй тур выборов.

Второе - это рейтинги Александра Козулина (7,5%) и Александра Милинкевича (9,9%) - наиболее ярких представителей оппозиции на прошлых президентских выборах. Как мы видим, они практически автоматом, не ведя никакой работы с электоратом, просто исходя из народной памяти, получили свои законные 8-10%. Что происходит с этими голосами? Т.к. бывший ректор БГУ в этих выборах принимать участия не будет, то его 7,5% уйдут другому кандидату.

С рейтингом \"политического пенсионера\" Александра Милинкевича совсем другая ситуация. Во-первых, ради общего дела, с учетом своей маленькой популярности (по другим опросам его рейтинг составляет около 5,5%) и принципиальной невозможности выиграть выборы, наиболее сильным ходом с его стороны было бы снятие своей кандидатуры с выборов. Это стоило бы сделать только ради того, чтобы отмести достаточно обоснованные подозрения в своей адрес со стороны практически всех политических сил республики относительно совместной игры с властями в \"политический преферанс\". Кроме того, выход Александра Милинкевича из избирательной кампании позволил бы сконцентрировать не только ресурсы и команды оставшихся кандидатов, но и электоральные ниши.

Если Александр Милинкевич не проявит политического и гражданского мужества, то, в принципе, с ним можно было бы сделать тоже самое, что и он делал в отношении других политических сил - просто перекупить команду и не дать ему собрать 100 тысяч подписей. Он не сможет платить больше 3 долларов за подпись. Даже, думаю, достаточно будет информации, что после выборов он \"кинет\" свою команду сборщиков подписей и не заплатит им планировавшиеся деньги. С учетом \"трагической\" истории взаимоотношений достаточно зеленого движения Милинкевича \"За свободу\" на фоне таких политических зубров белорусской политики как ОГП и БНФ, с которыми он вел себя последние годы достаточно бесцеремонно, с учетом результатов последнего визита команды ОГП в Москву, это вполне реально. Возможно, сейчас для Милинкевича пришло время загладить свою вину перед гражданским сообществом республики. Вопрос заключается только в том, вырос ли из \"политических памперсов\" новый лидер БНФ Алексей Янукевич, или он все еще нуждается в том, чтобы ему заботливо меняли подгузники старшие товарищи: последние его телодвижения явно показывают, что он еще не дорос до понимания процессов, происходящих не то что в белорусской политике, но даже внутри самой оппозиции.

Если Александр Милинкевич проявит гражданское мужество и политическую мудрость и снимет свою кандидатуру с выборов, то у оппозиции опять появится возможность выйти на единого кандидата. В этой связи абсолютно неважно, чьих он будет - прозападным или пророссийским - в свободной Беларуси всем найдется работа. Главное - что рейтинги возможных кандидатов снова смогут начать плюсоваться. Возьмем, для примера, кандидатуру того же Ярослава Романчука. А для начала Анатолия Лебедько (Милинкевич, учитесь). Анатолий Лебедько (лидер Объединенной гражданской партии, ОГП) понял, что он - непроходной на этих выборах. Он нашел мужество это признать. В результате от ОГП кандидатом в президенты пойдет его заместитель Ярослав Романчук - известный в республике экономист либеральных взглядов, близкий к российским \"правым\".

Вместе с тем, при всем уважении к Романчуку как к экономисту (при том, что я, например, не разделяю многие из его взглядов относительно путей реформирования белорусской экономики), его шансы как кандидата выиграть на президентских выборах еще меньше, чем у Анатолия Лебедько. Поэтому, очевидно, что его задача состоит в том, чтобы а) обеспечить ресурсное наполнение кампании, б) принять на равных участие в обсуждении избирательной стратегии оппозиции, в) решить ряд иных, достаточно серьезных сценарных вопросов, о которых здесь мы писать не будем, и затем сняться с выборов в пользу одного из кандидатов.

С учетом характера деятельности Ярослава Романчука, лучшее применение его силам в будущей системе власти - это либо помощник президента по экономическим вопросам, либо начальник экономического управления администрации президента, т.к. работа чиновника правительства предусматривает совсем иной алгоритм, напряжение и целевые установки работы, который большой ученый, которым, без сомнения, является Романчук рано или поздно не выдержит.

Романчука мы взяли в качестве примера, т.к. и его рейтинг, и рейтинги остальных кандидатов пока находятся на уровне статистической погрешности и не представляют для нынешнего главы государства никакой угрозы. Вместе с тем, т.к. Козулин не будет участвовать в выборах, то потенциальная электоральная ниша неизвестного пока оппонента Александра Лукашенко составляет около 40%, что является не просто очень хорошим показателем, а дает реальные шансы на победу.

Основные соперники

Что еще можно сказать про ход избирательной кампании? Первое: основные кандидаты не поддержали предложенную достаточно широко известным и авторитетным российским политологом Андреем Суздальцевым идею бойкота выборов, за исключением базирующегося в США \"гиганта\" белорусской политической мысли Зенона Позняка. Вместе с тем, мы не можем поздравить нашего коллегу с таким \"успехом\", т.к. одобрение такой в прямом смысле эрзац-фигуры белорусской политики как Зенон Позняк ставит просто клеймо на любой благой по форме, но малореализуемой в реальности идее.

Второе: в качестве наиболее сильных кандидатов от оппозиции выступают Александр Милинкевич и Владимир Некляев. Между ними есть только одно, но весьма принципиальное различие - Милинкевич принципиально не избираем, поэтому если он не снимет свою кандидатуру с выборов, то его спонсоры просто напрасно потратят деньги. Поэтому, по сути, у главы белорусского государства на сегодня есть только один серьезный оппонент - это Владимир Некляев, и то только при одном условии - если он все-таки пойдет на выборы.

В этом плане ревность Милинкевича к Некляеву вполне понятна - появился второй реальный кандидат, электоральная ниша которого изначально гораздо больше, чем у самого Милинкевича. Вопрос финансирования, который в силу своего непонимания ситуации педалирует Милинкевич, явно вторичен - кому, как не тому же Милинкевичу, не знать, что деньги не пахнут.

Нельзя пока сбрасывать со счетов и возможность реализации некоего сценария по переносу президентских выборов с учетом фактора Всебелорусского собрания. О наличии такой возможности на прошлой неделе заявил лидер компании \"Говори правду\" Владимир Некляев в интервью \"Еврорадио\": \"Безусловно, эти выборы не могут быть отменены. Это была бы катастрофа. Но то, что они могут быть отложены, - я не исключаю. На Национальном собрании в связи с тем, что нас со всех сторон окружили враги, даже Россия перекрывает все трубы, которые только можно перекрыть, - это может быть названа как одна причина, по которой надо спасать Отчизну, а не заниматься демократическими играми. Денег нет. Они были, но гад \"Газпром\" забрал. Вот если бы были деньги, то провели бы эти выборы. А как нет, то что их - у народа забирать, чтобы в эти игры играть\".

Несмотря на то, что вероятность данного сценария небольшая, т.к. по сути, это поставит фигуру белорусского президента после февраля 2011 года вне закона, тем не менее, это достаточно своевременная постановка вопроса и рассматривать эту возможность для планирования своей компании просто необходимо.

Об этом было написано в материале \"Возможные сценарии выборов президента Беларуси. Часть вторая\" от 2 июня 2010 года: \"При условии, что официальный Минск до начала выборов так и не сможет нормализовать отношения с Москвой, к чему все и идет, можно высказать предположение, что белорусская власть на всякий случай как один из возможных сценариев может рассмотреть вариант удержания власти через придание решениям четвертого Всебелорусского народного собрания конституционной силы.

Например, под предлогом необходимости сохранения стабильности в обществе в период мирового экономического кризиса, экономической и политической блокады республики по всему периметру, что представляет \"опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства\" (что соответствует критериям введения чрезвычайного положения согласно ст.84 Конституции Республики Беларусь) на период 2010-2011 (-12) годов вводится режим чрезвычайного положения, который может быть отменен только после проведения очередного всебелорусского собрания.

Этот вариант - единственная возможность нынешних белорусских властей избежать проведения президентских выборов, которые в случае фальсификации их итогов могут быть признаны нелегитимными как в США и ЕС, что уже было неоднократно, так и в России. Однако в этом случае, если официальный Минск вопреки логике внутри- и внешнеполитических процессов все же пойдет на осуществление такого сценария, легитимность белорусской власти изначально окажется под вопросом. В результате по \"белорусской проблеме\" могут начаться консультации между РФ, США и ЕС аналогично тому, как в настоящее время они идут по \"киргизской\"\".

Также весьма положительно стоит оценить инициативу лидера кампании \"Говори правду\" Владимира Некляева стать \"народным делегатом\" очередного Всебелорусского народного собрания. Для этого активисты его кампании готовы собрать 20 тысяч подписей, хотя достаточно даже 3 000. Об этом политик заявил 19 июля в Минске на конференции предпринимателей. Все правильно - о необходимости такой работы было написано в указанной выше статье:

\"В этих условиях патриотически настроенная общественность и политический актив должны готовиться сейчас не столько к выборам, сколько к четвертому Всебелорусскому народному собранию с тем, чтобы их представители попали на этот \"народный форум\" не по разнарядке сверху.

Ведь что собой представляет делегат собрания с точки зрения легитимности? Если мы обратимся к опыту 2006 года, то увидим, что на собрание со всей республики было делегировано 2 500 народных представителей, что с учетом численности белорусских избирателей (около 7 млн человек) означает, что один делегат был избран всего (!) от 2 800 человек. Соответственно, т.к. процедура выборов делегатов съезда оформлена не законом, а только указом президента, который рекомендует, как органы власти должны организовать процесс выдвижения делегатов от трудовых коллективов и т.д., можно предположить, что делегатом Всебелорусского народного собрания может быть избран любой гражданин Беларуси, собравший в свою поддержку более 2 800 подписей. Если же такие делегаты не будут допущены до участия в собрании, следовательно, и его решения могут быть признаны нелегитимными со стороны мирового сообщества\".

Идея Некляева, как я ее понимаю, заключается в том, что его легитимность будет такой же, как и у всех остальных делегатов Всебелорусского собрания. Очевидно, что лидера кампании \"Говори правду\" власть не пустит на собрание. Следовательно, аналогичную работу должны проделать другие политические силы республики. Если на Всебелорусское собрание пойдет, собрав даже по 3-5 тысяч подписей не один Некляев, а человек 10-20 лидеров партий, образования, науки, негосударственных профсоюзов, белорусского общественного мнения и т.д., которых власть, естественно, не допустит до собрания, тогда это даст свой эффект: любые решения Всебелорусского народного собрания типа следующей пятилетней программы развития республики не смогут считаться легитимными, ведь в таком случае становится очевидным, что то, что будет принято на этом \"форуме\", является не волей всего белорусского народа, а частной инициативой нескольких тысяч непонятно как собравшихся вместе белорусских граждан во главе со всей исполнительной вертикалью.

Кстати, за месяц до выборов, выступление на Всебелорусском народном собрании будет отличным шансом для крупных чиновников выпрыгнуть из тонущей лодки и перейти в команду будущего победителя.

Отряд космонавтов

В происходящем можно выделить и еще один очень важный аспект. Т.к. в разворачивающейся избирательной гонке фактор России становится день ото дня все более значимым, и на сегодня даже с учетом раскрученной властями фигуры Александра Милинкевича на националистическом фланге нет ни одной сильной фигуры, а политический спектр смещается в сторону усиления работы с политическими элитами республики нашим восточным соседом, то визит в Москву Ярослава Романчука и полученная им политическая поддержка со стороны российских либералов, имеющих сильные позиции в экономическом блоке российского правительства, говорит о начале очень интересной тенденции. Понятно, что Алексей Кудриин и Анатолий Чубайс -влиятельные представители российского политического класса, его либерального крыла. Однако, кроме него, как известно, в правящем российском политическом классе представлены еще такие влиятельные группировки, как сырьевая и силовая.

В этой связи рискнем предположить, что настоящая избирательная компания в республике еще даже не то, что не начиналась, ее еще никогда и не было. Как только два остальных российских клана определяться со своими кандидатами, в Беларуси начнется такое, что от пресловутой \"стройной и монолитной вертикали власти\" в Беларуси не останется и следа: действующая власть не может предложить ничего ни чиновникам, ни бизнесу, за исключением 500-1000 долларов зарплаты и регулярных посадок \"по графику\". Поэтому предстоящую избирательную кампанию в республике (при определенном развитии событий), возможно, будет с полным на то основанием назвать битвой пророссийских кандидатов, каждый из которых будет идти от одной из названных выше сил. Кто выйдет на финишную прямую, а кто снимет в ходе выборов свою кандидатуру - покажет время.

Вместе с тем, очевидно, что имеющихся в распоряжении белорусской власти ресурсов (финансов, политтехнологов, команд и т.д. и т.п.) не хватит на ведение избирательной кампании в условиях полноценного вхождения российских игроков на белорусское политическое поле: нынешняя белорусская идеологическая вертикаль не способна функционировать даже в прежнем режиме поддержания мифа о мудром вожде, что говорить об игре по тем правилам, о которых она даже слыхом не слыхивала. Фамилия представителя российских либералов на белорусских выборах уже известна. Осталось подождать итогов тендеров внутри двух других российских кланов и узнать их фамилии.

И последний вывод. Почему у России должен быть свой кандидат на предстоящих белорусских выборах просто по факту их наличия? Как показывают рейтинги Александра Милинкевича и Александра Козулина, которые последние четыре года не проводили никакой системной работы в массах по поддержанию своей популярности и раскрутке возглавляемых ими политических сил, они просто по факту участия в прошлых президентских выборах получили 8-10% голосов. Неплохой стартовый бонус.

Соответственно, если от России на этих выборах будет кандидат, который будет ориентирован даже не на победу, а на участие, и который сможет сохраниться как политик на время до следующих президентских выборов в 2015 году, то вполне можно предположить, что он точно также автоматом получит около 15%, а может даже и больше голосов белорусских избирателей. А это уже будут достаточно серьезные предпосылки для будущей победы.