Военные \"отвоевали\" несколько триллионов

На модерации Отложенный

Государственную программу вооружений на 2011–2020 гг. правительство России согласилось увеличить почти до 20 триллионов рублей. Еще недавно на программу предполагалось выделить порядка 13 триллионов рублей, но военному ведомству удалось сломить отчаянное сопротивление Минфина и добиться увеличения ассигнований более чем в полтора раза.

Как заявил первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин, госпрограмма вооружений может быть принята в III квартале текущего года. Одновременно с госпрограммой вооружений на 2011–2020 годы, заявляет также замминистра обороны, должна быть принята масштабная программа по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года. «Оба документа будут утверждены президентом в этом году»,— сказал Поповкин. При этом он не уточнил, о каком объеме финансирования программы развития ОПК идет речь, добавив, что «сейчас ведутся переговоры с Минфином», передает ИТАР-ТАСС.

Как успел уже распланировать Поповкин, большая часть выделяемых средств будет направлена в первую очередь на покупку новых образцов боевой авиации. Всего планируется закупить более тысячи вертолетов различных типов, особое внимание при этом будет уделено тяжелым транспортным вертолетам.

Кроме того, с 2013-го по 2015 год будет закуплено десять перспективных истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), которые будут направлены в войска для освоения. Серийная закупка этого самолета в планах Минобороны значится только после 2016 года. Всего же в рамках госпрограммы будет закуплена партия из 60 таких машин. «Утяжеленная» средствами госпрограмма также предполагает обновление парка военно-транспортной авиации. Будет возобновлено производство военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», а также произведена покупка самолетов Ил-112, Ил-476 и модернизированных Ил-76МД. Кроме того, авиация получит первые из ранее заказанных Ан-70. Планируется закупить модернизированные образцы военной техники и для сухопутных войск.

Основной целью госпрограммы, по словам военных, является доведение доли новой техники, принятой на вооружение, до 70—80%. В настоящее время этот показатель составляет около 10%. При этом Поповкин благоразумно не стал распространяться о планах по закупке бронетехники у итальянцев, кораблей у французов, беспилотных летательных аппаратов у израильтян и так далее. Как уже доводилось сообщать КМ.RU, «эксперты считают, что Министерство обороны РФ в ближайшие 5–6 лет закупит вооружений у европейских стран и Израиля на €10 млрд. По данным московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), в ближайшие два года представители российской армии могут заключить контракты на €4 млрд.

Грядущие колоссальные расходы на новые вооружения в интервью КМ.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

— Сумма на государственную программу перевооружений, действительно, выделяется очень значительная. Решение об основных ее параметрах уже утверждено Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ. Несмотря на высказанные вами сомнения, все же я предполагаю, что военные станут закупать на них продукцию исключительно российского производства.

По мнению эксперта, как уже указывал Владимир Поповкин, в первую очередь эти деньги пойдут на боевые самолеты и вертолеты, военно-транспортную авиацию, средства связи, бронетехнику. Ранее он говорил, что будет выделение средств на системы ПВО и на развертывание систем РС-24 «Ярс».

— Тревожит меня то, что он (Владимир Поповкин. – Прим. KM.RU) ничего не говорил о флоте. А ведь именно финансирование военно-морских программ у нас традиционно оказывается самым хромающим.

Да, при недавнем спуске «Северодвинска» президент Медведев обещал выделить средства на дальнейшее строительство многоцелевых АПЛ – но ведь ими все проблемы флота далеко не исчерпываются. Причем мы привыкли возмущаться по поводу разваливающегося Черноморского флота. Вот и главком ВМФ Высоцкий пообещал его усилить в первую очередь новыми фрегатами, корветами и подлодками.

Конечно, хорошо, если это будет сделано, но что, наш Балтийский флот в лучшем состоянии? И на Тихий океан новых кораблей сколько лет не поступало. Вообще, прямо скажем, последние годы если кто-то получал новые корабли, то только пограничники, Береговая охрана ФСБ. И это при том, что мощностей для строительства кораблей типа «фрегат» и «корвет» или дизельных подлодок у нас вполне хватает. Вот недавно несколько таких продали Вьетнаму. То есть, получается, у Вьетнама на подводный флот деньги находятся, а у нас, при несопоставимом военном бюджете, их все время не хватает.

Конечно, руководство министерством заверило, что озвученные планы «не догма, а руководство к действию» и, возможно, пересмотр статей финансирования будет и флотские проблемы учтут. Но на самом деле, именно в связи с выделением такой, по нашим меркам, очень крупной суммы денег уже сейчас надо опасаться их неэффективного использования. Вот почему я выступил с предупреждением о пресловутых НИОКР – это самый эффективный механизм перевода на бумагу миллиардов казенных рублей. А зачастую их тривиального расхищения.

Есть откровенно подозрительные проекты, изначально требующие огромных средств – при весьма сомнительных результатах для укрепления обороноспособности страны. Вот ряд наших высокопоставленных генералов и оборонщиков носятся с идеей создания новой баллистической жидкостной ракеты. Вроде как аналог «Воеводы», только сможем собирать ее сами, без завязок на Украину и тому подобных сомнительных партнеров. Но подписали же договор СНВ – в том числе предусматривающий сокращение носителей. И зачем нам тратить время и деньги на создание нового носителя, да еще шахтного базирования? И во сколько обойдется создание заводов для его производства? Гораздо эффективнее было бы профинансировать увеличение серийного производства ракетного комплекса РС-24 – благо он несет до четырех разделяющихся боеголовок и к тому же может перемещаться, как «Тополь»? Давайте лучше их производство доведем хотя бы до 10–12 в год вместо нынешних 5–6, чем тратиться на сомнительные проекты.

К сожалению, именно коррупционная составляющая сегодня представляет главную опасность для всей госпрограммы перевооружения. Поэтому я считаю: раз уж стали подражать американцам — введением «оперативных командований», созданием «профессиональных сержантов» и так далее, давайте сделаем самое основное. Подробно раскроем статьи расходов оборонного бюджета, чтобы было каждый год видно, куда сколько ушло и какая от этого отдача. На мой взгляд, такая открытость, в первую очередь, будет в интересах самого же военного ведомства.

Справка KM.RU

Выделяемая на девятилетний срок на программу перевооружения сумма в 20 трлн рублей является колоссальной по российским понятиям. Для сравнения, напомним, что всю реформу МВД планируется осуществить, потратив 600 млрд рублей, и то Алексей Кудрин сетует на неподъемность такой суммы для российской казны. В то же время выделяемая на госпрограмму перевооружений сумма эквивалентна примерно $ 670 млрд. В то же время базовый бюджет Пентагона на 2010 год немногим меньше — $537 млрд.