Чем Лукашенко-политик лучше Медведева-чиновника

На модерации Отложенный

Встреча в Крыму президентов Белоруссии и Грузии, Александра Лукашенко и Михаила Саакашвили, прошла практически незамеченной в российском информационном пространстве. И только когда президент Саакашвили появился в эфире государственного телевидения Белоруссии — причем беседа с ним анонсировалась в главной информационной программе страны как событие месяца, — контакты Лукашенко и Саакашвили были замечены и прокомментированы. Больше можно не ожидать признания независимости грузинских автономий дружественным руководителем Белоруссии, больше можно не загибать мизинец, перечисляя союзников России на постсоветском пространстве, — отпал последний.

Есть какая-то злая для российских руководителей ирония в том, что два самых нелюбимых в Кремле и Белом доме постсоветских президента встретились на украинской территории, во время празднования 60-летия Виктора Януковича. От украинского президента тоже многого ожидали — и признания независимости Абхазии и Южной Осетии, и присоединения к интеграционным декорациям на постсоветском пространстве, и даже провозглашения русского языка государственным. А дождались разве что продления пребывания Черноморского флота в Крыму — чтобы на фоне корабликов сподручнее было фотографироваться Александру Григорьевичу и Михаилу Николаевичу.

Я не буду доказывать, что российская внешняя политика на постсоветском пространстве потерпела крах: это и так ясно любому здравомыслящему человеку. Я не буду советовать начать относиться к странам, появившимся в результате краха советской империи, как к равноправным партнерам России, а не как к неразумному быдлу, которое необходимо загнать обратно в стойло братства и восхищения бесконечной мудростью российского руководства: к сожалению, люди, которые принимают решения относительно выстраивания отношений к соседями, столь невежественны и самовлюбленны, что все равно не послушают никаких советов. Я просто задамся вопросом: какие выводы будут сделаны из встречи Саакашвили и Лукашенко российскими руководителями? И дам простой ответ — в Кремле решат, что их нужно менять. И в Минске, и в Тбилиси нужны новые, «хорошие», любящие Дмитрия Анатольевича и Владимира Владимировича президенты.

В Кремле никогда не поймут, что Лукашенко и Саакашвили встретились не потому, что они друзья или враги России, изменники или конъюнктурщики.

Они встретились потому, что они политики. Да, разные. Да, каждый по-своему воспринимающие мир. Да, с различным объемом авторитарных тенденций. Но — политики, пришедшие к власти в результате непростого противостояния с властью и удерживающие власть ценой бесконечных, а нередко и бесчеловечных маневров. А российские руководители — чиновники, никогда к власти не приходившие. И даже белорусы теперь об этом знают, не только грузины. Белорусам об этом напомнил новый спикер верхней палаты парламента республики, рассказавший на страницах газеты «Советская Беларусь», как российских президентов за руку вводили в кабинет номер один. И что против этого возразишь, если мы все свидетели радостного ликования в связи с внедрением модели преемственности?

Политики и чиновники живут в разных мирах. Политики борются, сопротивляются, совершают ошибки и даже преступления. Чиновники хотят, чтобы им сделали красиво по телевизору, реальная жизнь их совершенно не интересует, как, впрочем, и реальная власть. Для них власть — деньги: столько, сколько можно заработать. Именно поэтому чиновники и хотят избавиться от политиков.

Да только самого главного они не могут понять: ни к чему хорошему для них это не приведет. Может ли Белоруссии быть лучше без Лукашенко а Грузии — без Саакашвили? Вне всякого сомнения. Да только новый президент Белоруссии не будет пророссийским, как и новый президент Грузии. Как и новый президент Украины. Да, президент Грузии может быть антироссийским (или антикремлевским, если угодно) — как Саакашвили. И президент Украины может быть антироссийским или антикремлевским — как Ющенко. А вот только пророссийских президентов не бывает — потому что Москва желает иметь дело не с президентами, а губернаторами.

А губернатором не хочет быть никто. Ни Лукашенко, ни анти-Лукашенко, ни Саакашвили, ни анти-Саакашвили, ни Ющенко, ни анти-Ющенко, то есть Янукович. Даже теперь уже бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов не хотел быть губернатором — и его сковыривали всем миром этак лет десять. Кажется, это было в самой России.