Идеал беспочвенности разрушает единство нации
На модерации
Отложенный
Перечень российских профессиональных праздников и памятных дней пополнился важной датой. Государственная Дума в первом чтении и сразу в целом приняла закон об установлении Дня окончания Второй мировой войны (1945 г.). Он будет отмечаться ежегодно 2 сентября.
Международно-правовым основанием для установления такой даты, как пояснил один из авторов законопроекта председатель комитета по обороне Госдумы Виктор Заварзин, является Акт о безоговорочной капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 г. от имени Объединенных Наций представителями союзных государств, в том числе СССР. В. Заварзин подчеркнул, что дата 2 сентября устанавливается «в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами-членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года по Японии».
Идею установления памятной даты поддержало правительство. В заключении, подписанном вице-премьером Сергеем Собяниным, говорится, что «2 сентября отмечается во многих странах мира как День окончания Второй мировой войны», следовательно, и России негоже оставаться в стороне.
Здравый смысл, политическая целесообразность, мемориально-нравственная значимость принятого решения очевидны. О необходимости возвращения в календарь памятных дней Отечества даты, опредметившей победу над милитаристской Японией, говорилось на разных уровнях давно. Напомним, что по горячим следам советско-японской войны 2 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР своим указом установил День победы над Японией 3 сентября. С распадом СССР эта дата сохранилась: она вошла в перечень, установленный в 1995 г. Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Но потом как-то незаметно оттуда исчезла: новые политические силы, приходившие в Думу, чувствуя поддержку ельцинской администрации, явно рассчитывали задобрить японцев.
Ответ на такие попытки можно было предсказать заранее: нарастающие все последние годы территориальные претензии Токио к Москве, активизация пропаганды за «возвращение» четырех Южно-Курильских островов в рамках официально отмечаемого с 1981 г. «Дня северных территорий».
Тем не менее, всё последнее десятилетие блокировались, вязли в парламентских процедурах любые попытки вернуть в календарь День победы над Японией. За это время в календаре памятных дат появились совершенно новые, например, День российского студенчества, День героев Отечества, День партизан и подпольщиков. А вот до хорошо забытого старого руки не доходили (или сопротивление было нешуточным). Больше того, с 2005 г. волей российских парламентариев 3 сентября оказался «занятым» – он отмечается как День солидарности в борьбе с терроризмом. Ничего не имеем против вновь учрежденных праздников в честь героев войн, как и считаем необходимым хранить память о жертвах Беслана и других террористических атак. Но и отказываемся понимать, почему с таким трудом в сознании думцев восстанавливается статус даты, которую утвердили в истории своими подвигами наши деды и отцы.
Итак, здравый смысл и историческая справедливость все же восторжествовали, закон принят. Нельзя, однако, не обратить внимания на акценты, которые расставлены законодателями. Праздновать будем окончание Второй мировой войны, но при этом факта победы над Японией, судя по всему, теперь должны стесняться.
«Мы провели много консультаций, в том числе с учеными. И согласились, что остановимся именно на такой формулировке – День окончания Второй мировой войны, – пояснил журналистам Виктор Заварзин. – Что касается Японии, то вы, конечно, понимаете, с кем воевали. Не с воздухом же. Просто мир меняется, и акцентировать сегодня, что мы тогда воевали против японцев, думаю, не стоит».
Но для чего здесь фигуры умолчания? Призываем хранить историю, учиться у истории, а подаем дело так, что воевали, в самом деле, чуть ли не с тенями. «Вы, конечно, понимаете…» – это слабая отговорка. «Поколение пепси» уже сегодня в своем большинстве уверено, что, например, США воевали во Второй мировой войне против СССР и Германии. А завтра, не исключено, станет утверждать, что 2 сентября победили не конкретного агрессора – японский милитаризм, а каких-нибудь, прости Господи, гоблинов или шреков.
К слову, еще не так давно председатель комитета по обороне придерживался иной точки зрения. В конце 2006 г., внося похожий законопроект, группа депутатов Госдумы во главе с Владимиром Пехтиным, тогдашним вице-спикером от фракции «Единая Россия», и Виктором Заварзиным обосновывала свое предложение так: «Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны, освобождавшие Сахалин и Курильские острова, и общественность страны по праву ставят вопрос о включении 2 сентября – дня победы над милитаристской Японией (1945 год) – в Федеральный закон \"О днях воинской славы и памятных датах России\", считая, что эта знаменательная дата должна навечно остаться в истории страны».
Сегодня уважаемые парламентарии находят уже другие аргументы. Знаменуя окончание Второй мировой войны, Акт о безоговорочной капитуляции Японии, дескать, «подтвердил правомерность участия СССР в боевых действиях против Японии в соответствии со своим союзническим долгом». Мы как будто извиняемся за свое участие в войне с Японией и облегченно вздыхаем, найдя для него формальное «международно-правовое» обоснование. А надо ли это делать? Обоснование было простым: необходимость любой ценой потушить дальневосточный очаг мировой войны. И за это заплачено, между прочим, жизнью более 12 тысяч солдат, матросов и офицеров Красной армии и Военно-морского флота.
Размыть четкое представление о том, кто являлся поджигателем войны на Дальнем Востоке, и кто внес в разгром этого поджигателя решающий вклад, давно и небезуспешно пытаются определенные политические и общественные силы. Помнится, три года назад давая отрицательное заключение на подобный законопроект, вице-премьер Александр Жуков нашел некий криминал в том, что «целью вступления СССР в войну с Японией являлось выполнение решений Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г., направленных на ускорение капитуляции Японии и приближение окончания Второй мировой войны». Простите, так выполнять союзнические обязательства – это хорошо или плохо? И еще: приближать капитуляцию агрессора не стоило, пусть бы мировая война продолжалась? Что говорить, если в том правительственном заключении Советскому Союзу фактически предлагалось разделить с США ответственность за безосновательное применение ядерного оружия.
«Объективистскую» формулировку вновь принятого закона поддерживают и иные правозащитники. Председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский сказал корреспонденту GZT.RU: «Наконец-то на государственном уровне мы вспоминаем понятие «Вторая мировая война». И это – шаг, который сближает нас с миром. Хорошо, когда речь идет не только о контексте, состоящем лишь из СССР и фашистской Германии». Ну, тут уж, простите, получается по классику: «Иван Васильевич, когда вы говорите, такое ощущение, что вы бредите...». Позиционируемый в качестве историка Рогинский говорит о Германии в «контексте»… Дальнего Востока. И что значит: «сближает нас с миром»? Россия что – в разладе с ним? И как, скажите на милость, может нас сблизить с другими малодушное уничижение собственной роли в тушении дальневосточного очага мировой войны?
В своем стремлении ценой любых уступок сблизить нас с миром Рогинский не одинок. Полгода назад, когда в недрах комитета по обороне рождалась идея законопроекта, комментируя эту инициативу, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов без обиняков заявил: «В России никто не заинтересован в том, чтобы праздновать в государственном масштабе победу над Японией». По словам Виноградова, «отчасти это из-за сложных отношений Москвы и Токио, отчасти потому, что Япония почти на протяжении всей Второй мировой войны не вела боевых действий с Советским Союзом, соблюдая заключенные договоренности».
А эксперт по международным делам Центра политической конъюнктуры Евгения Войко не сомневалась, что уже сам факт обсуждения в Госдуме, следует ли объявлять 2 сентября праздником, «вызовет раздражение у официального Токио. Понятно, что нормализации отношений двух стран это не поспособствует». Вероятно, продолжим мысль Войко, поспособствует им наш исторический нигилизм, отказ России от островов Курильской гряды в пользу Японии и прочие уступки.
И вот – лишь некоторые итоги заигрываний с японцами. Ровно год назад, 3 июля 2009 г. обе палаты парламента Японии единогласно одобрили законопроект, объявляющий Южные Курилы «исконными территориями» страны.
Что это, как не фактическое предъявление нашей стране территориальных претензий? На саммите G8 в итальянской Аквиле Президент России Дмитрий Медведев по этому поводу заметил японскому премьеру Таро Ассо, что такого рода заявления «не создают необходимой атмосферы для открытого диалога двух стран». Японцы пропустили этот мягкий упрек мимо ушей, территориальный вопрос, как видно, рассматривается ими как улица с односторонним движением.
5 июля уже нынешнего года Токио потребовал от Москвы отменить военные учения «Восток-2010» в зоне Южных Курил. «Если район учений распространяется и на остров Итуруп, – заявил глава МИД Японии Кацуя Окада, – мы никоим образом не можем принять это с учетом юридической позиции Японии в отношении северных четырех островов».
История, как видим, ничему особому не научила политиков страны, чьи солдаты 65 лет назад воздевали флаг с изображением солнечного диска от пустынь Гоби до тихоокеанских островов, не желая капитулировать перед Объединенными Нациями. В конце концов, это их личное дело. Но почему у них находятся союзники в нашей стране, стране, понесшей такие большие жертвы во имя решения исторической задачи – разгрома японского милитаризма, окончания мировой войны?
Отсутствие у лиц, облеченных властью, ясной гражданской и политической позиции вольно или невольно позволяет антироссийским силам увеличивать провалы в исторической памяти наших соотечественников, а то и перекодировать ее.
И объектом в данном случае избран праздник как специфическое культурное наследие народа, как одна их тех корневых систем, которая соединяет ныне живущих с многими поколениями предков. Нельзя не согласиться с утверждением Сергея Кара-Мурзы, что в момент праздника даже у современного человека оживает чувство святости времени. В празднике оживают события национальной истории, определившие судьбу народа, а следовательно, люди незримо соединяются общими воспоминаниями обо всех событиях в самом широком аспекте: вызывающих как гордость, так и горечь, как радость, так и сожаление. Возникает духовная структура, занимающая исключительно важное место в центральной мировоззренческой матрице народа.
И вот эту матрицу антироссийские силы давно и настойчиво пытаются изменить. Воистину: идеал беспочвенности и есть та кислота, которая разъедает связи, соединяющие людей в народ.
Комментарии