Страховые принципы в пенсионном обеспечении не работают

На модерации Отложенный

Заседание Экономического клуба ФБК на тему «Спасет ли бюджет ПФР повышение пенсионного возраста?» 

Хотя Евгений Шлемович [Гонтмахер] встретил меня вопросом: «Когда на пенсию?»,– должен сказать, что повышение пенсионного возраста меня беспокоит сильно. Такое складывается ощущение: очень большая вероятность существует, что, обсуждая эту тему и вольно-невольно концентрируя внимание на этой теме, мы вольно или невольно уходим от другого вопроса – что с сутью нашей пенсионной системы? Может, дело и не в низких налогах и низком пенсионном возрасте. Я убежден в том, что решить проблему повышением пенсионного возраста не удастся.

Да, у нас дефицитность пенсионного фонда сокращается, показывают расчеты: с 2,9% ВВП в 2010 году до 1,8% ВВП в 2011 году благодаря резкому повышению социальных налогов. Но в 2012 году дефицит снова повысится!

Я убежден: страховые принципы в пенсионном обеспечении не работают. Один тезис: любая страховая система работает тогда, когда взносы платят все, а страховой случай наступает далеко не для каждого. В пенсионной системе страховой случай наступает теоретически для каждого. Это все равно, что все застраховались по ОСАГО, и разбили машины тоже все. Не надо питать иллюзий: в полной мере страховые принципы не будут работать никогда в пенсионной системе.



Традиционный довод: наши мужчины не доживают до пенсионного возраста. Хотя сейчас уже доживают: средний возраст 61,8 года. Если не доживают, то зачем говорить о повышении пенсионного возраста? В значительной степени это определяется возрастом смерти от внешних причин, – например, транспортных, которые в РФ в 3 раза выше, чем в развитых странах. Средний возраст смерти от внешних причин в РФ – 44,3 года, а от транспортных происшествий – вообще 39 лет. От болезней кровообращения – 69 лет. Так что этот аргумент – лукавый.

Продолжительность жизни женщин на пенсии в России самая большая – 19,2 года. Даже в Японии женщины живут на пенсии только 16 лет: в 70 лет выходят на пенсию, средний возраст жизни женщины 86 лет.

Пенсионный фонд пока не отреагировал положительно на повышение пенсионного возраста, поскольку пока его не одобрили ни Дмитрий Анатольевич, ни Владимир Владимирович. Мое отношение к повышению возраста – положительное: никуда мы от этого не уйдем, но делать это надо по уму. Как Германия, Франция – постепенно, заблаговременно. Не получится так же хорошо жить, как в развитых странах, но меньше работать.