Что реанимирует российскую анимацию?

На модерации Отложенный

Российской мультипликации поставили неутешительный диагноз: ей грозит вымирание. Спасти отрасль могла бы финансовая поддержка государства или чудо. На него сейчас и уповают создатели крупнейшей в стране студии анимации «Пилот», которая, фактически, прекратила работу.

Есть ли надежда на хэппи-энд, выяснял корреспондент Владимир Раевский.

Мультипликатор Сергей Меринов в своем интернет-блоге объявил: студия «Пилот» превратилась в сбитого летчика. Деньги закончились. «Пилот» – первая некоммерческая анимационная студия в России. Ее создал покойный Александр Татарский, придумавший братьев Пилотов – они стали символом компании. В последние годы у аниматоров был крупный госзаказ, позволявший хоть как-то существовать. «Гора самоцветов» рассказывала о России, единой сказками всех ее народов. Восемь месяцев назад деньги от министерства культуры перестали идти в «Гору». В «Пилоте» какое-то время работали за свои средства, а потом закончились и они.

Эдуард Назаров, художник-мультипликатор, художественный директор студии «Пилот»: «И вдруг бабах, и закрыли. При этом не сказавши ни слова, что закрывают. Ни позвонивши, ни написавши. В ответ на все наши обращения – полная тишина. Ребята, делайте выводы сами».

Сотрудники «Пилота» собрались у себя в студии специально для этой съемки – все они отправлены в отпуск за свой счет. Без государственной поддержки, говорят они, может закончиться вся российская анимация. И это только полбеды – до зрителя не доходят даже уже снятые мультфильмы. На государственном канале «Гора самоцветов» в последнее время выходила в 6 часов утра.

Сергей Меринов, режиссер-аниматор: «Сейчас идет такой момент, что отрасль либо умрет, либо встанет на ноги.

Если мы хотим, чтобы отрасль стала на ноги, я считаю, что государство должно помочь. Если государство не хочет помогать, то пусть оно нам об этом скажет. Не должно быть подвешенного состояния».

«Смешарики» – это только на первый взгляд смешно. На самом деле «Смешарики» – это госпремия, франшиза, проданная в Германию и США, трансляция на телеэкраны всей страны. Но и здесь не все гладко: даже ярко выраженным коммерческим проектам не прожить без госдотаций.

Илья Попов, генеральный продюсер проекта «Смешарики»: «Еще с начала этого года министерство культуры приостановило все платежи практически всем студиям. Это проблема всей отрасли, нас она также коснулась. Мы до сих пор этого финансирования не получаем с февраля этого года».

В Москве за круглым столом о своих бедах говорят уважаемые люди – цвет российской анимации. Вот только представителей тех сил, от которых зависят деньги и решения, за столом нет.

Гарри Бардин, режиссер-аниматор: «Я без ложной скромности скажу – это та отрасль, которая принесла нашей стране столько международных призов, сколько игровому кинематографу и не снилось. И мы вправе разговаривать с властью за круглым столом – мы заслужили это право. То, что мы жалуемся друг другу – это какая-то жалкая ситуация».

Не нашлось в комитете по кинематографии времени и для нас. Неловкое молчание пока не дает ответа, настал ли действительно конец мультфильма.

* * *

Почему российская мультипликация не может выжить без господдержки? Мнение профессионала.

В прямом эфире программы режиссер анимационного кино Алексей Котеночкин (см. видео).