Кремль решил улучшить отношения со странами Балтии

На модерации Отложенный

Приглашение президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву, переданное главой администрации президента России Сергеем Нарышкиным от Дмитрия Медведева, может быть свидетельством выработки новой стратегии отношений с Прибалтикой. Известно, что и в Литве готовится визит в Москву президента Дали Грибаускайте.

Тут ведь важно, что у России немало претензий и к Литве, и к Латвии, их суть не меняется, а приглашения, тем не менее, переданы. Часть претензий к Риге и Вильнюсу совпадает – речь в первую очередь о попытках переписать историю Второй мировой войны, возложить ответственность за нее на Советский Союз. Другая часть претензий носит специфический характер для каждой страны. Например, в Латвии откровенной дискриминации подвергается русскоязычное население, а идти навстречу ему не хотят, несмотря на призывы еврокомиссаров - потому, что здесь считают: русское национальное меньшинство сформировалось не естественным образом, а в результате так называемой «советской оккупации».

В Литве масштаб этой проблемы гораздо меньше. И потому, что мало некоренного населения (русских и вовсе примерно 5%), и главное – республика в отличие от Латвии и Эстонии, позволила получить гражданство по так называемому «нулевому варианту». То есть все постоянные жители Литвы имели право на паспорт гражданина, а уж те, кто решил остаться российским гражданином либо жителем без гражданства – сами сделали свой выбор. Из Литвы не выселяют бывших военных, не разлучают семьи, как делают в Латвии. Но Литва активнее других стран Балтии поддерживала антироссийские «оранжевые» проекты, а Грузия сейчас для части элиты республики, исключая прагматичного президента Далю, является другом «номер один», сейм даже принял резолюцию, осуждающую Россию за «агрессию» и требующую вывести войска с «оккупированных» грузинских территорий.

Естественно, Россия ведет сложную политическую, дипломатическую работу со странами Балтии. В отношениях с Литвой просвет появился после президентских выборов прошлого года, на которых победила еврокомиссар по бюджету и финансам Даля Грибаускайте. В отношениях с Латвией позитивные перемены наметились 9 мая, когда Валдис Затлерс приехал в Москву на торжества и произнес много правильных слов о стремлении к добрососедству. Правда, суть отношения латвийской власти, например, к русскоязычному населению и к ветеранам латышского легиона СС пока не изменилась, зато власти Латвии категорически воспрепятствовали проведению «праздничных» мероприятий, посвященных годовщине оккупации Риги гитлеровцами, а против инициаторов этой неонацистской акции открыт уголовный процесс. Такое в современной Латвии произошло впервые: до сих пор преследованиям подвергались исключительно советские ветераны, которых обвиняли в геноциде латвийского населения, в преступлениях против мирных жителей, однако при этом всячески избегали судить пособников нацистов.

Видимо, сейчас Рига и послала Москве сигнал о стремлении к «перезагрузке» отношений, использовав для этого очень выгодный повод: выступив против желания национал-радикалов отметить вхождение нацистов в Ригу. Искренен этот шаг или это своеобразный пиар, чтобы показать миру и России, будто в Риге фашистов не поддерживают, покажет время. Но просто очевидно, что элита Латвии – страны, чуть не свалившейся в начале года в дефолт, нуждается в укреплении экономических связей с Россией, и не скрывает этого, хотя и не очень-то готова на перемены во внутренней политике и во взглядах на историю. В Литве ситуация тоже непроста. Откровенно за добрососедство с Россией выступает президент Даля Грибаускайте. Однако правящая партия консерваторов, хотя тоже уверяет в желании улучшить отношения с Россией, на самом деле ставит на этом пути всяческие барьеры в виде осуждающих РФ политических резолюций, документов, по-прежнему переписывающих историю и возлагающих вину за Вторую мировую войну на СССР. Последний такой демарш - принятие так называемого закона об уголовной ответственности за отрицание и умаление советской оккупации.

Если бы его приняли 20 лет назад – было бы понятнее. А сейчас этот закон, конечно же, нужен для внутриполитических интриг и для осложнения процесса потепления отношений с Россией.

Даля Грибаускайте попала в сложный переплет: если подпишет документ, а такое намерение она мягко обозначила, - осложнит процесс налаживания отношений с Россией. Если не подпишет – подвергнется жесточайшим нападкам влиятельного правого политического крыла Литвы.

Жесткая позиция России по отношению к странам Балтии оказалась не очень эффективной. Критика вызывала лишь ответную критику. Евросоюз так и не смог надавить на балтийские столицы, не заставил их изменить отношение к некоренному населению. Как был у стран Балтии специфический взгляд на историю, так и остался. Боле того: чем активнее вела себя Россия в пропагандистской борьбе, тем более активный ответ получала. Трактовать результаты этой идеологической борьбы обе стороны могли бы как угодно – естественно, каждая в свою пользу, только вот положение соотечественников от этого не менялось в лучшую сторону.

Некоторые коррективы внес кризис. По крайней мере, на уровне риторики и пожеланий страны Балтии, в том числе, кстати, и Эстония, обозначили намерение наладить отношения с Россией. Возможно, Кремль решил использовать эту ситуацию, добиться того, чтобы нормальное сотрудничество в разных сферах, общие экономические интересы просто напросто свели бы со временем на нет те проблемы, которые пока существуют.

Руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин прибыл в Ригу и передал приглашение от Дмитрия Медведева главе Латвии, что сразу вызвало критику некоторых политологов: мол, в Москву пригласили президента страны, в которой пытаются переписать историю Второй мировой войны, почитают бывших эсэсовцев и подвергают дискриминации русское население. Однако вот что знаменательно: Сергей Нарышкин и не отрицал наличия проблем во взаимоотношениях двух стран. «Вопросы, которые представляют интерес и для Российской Федерации, и для части населения Латвии, не будут позабыты, - сказал он в Риге. - Эти деликатные вопросы всегда стоят в повестке дня, они будут обсуждаться и на встрече на самом высоком уровне».

Заметим еще и то, что ранее, вскоре после победы в Литве Дали Грибаускайте на президентских выборах, Сергей Нарышкин посетил и Вильнюс, где также было произнесено немало слов о добрососедстве.

О том, что, возможно, в Кремле прорабатывается новая стратегия отношений со странами Балтии, свидетельствуют визиты в Латвию главы Торгово-промышленной палаты России, экс-премьера Евгения Примакова, вице-спикеров Госдумы РФ Владимира Жириновского и Любови Слиски. По мнению местных политологов, Евгений Примаков побывал в Риге со своеобразной «инспекционной» поездкой – у него ведь колоссальный дипломатический опыт, был он и министром иностранных дел, и главой российской разведки. По мнению политолога Карлиса Даукштса, без одобрения Евгения Примакова невозможен был бы ни визит Сергея Нарышкина в Ригу, ни тем более приглашение Валдиса Затлерса в Москву. Политолог предполагает: Кремль действительно ищет новые формы взаимоотношений с бывшими советскими республиками, в том числе с Латвией.

Это вполне вероятно. Пакет документов, который готовится к подписанию с Латвией, поможет решить ряд жизненно важных вопросов. По словам Сергея Нарышкина, в работе проекты соглашений, регулирующих отношения в социальной сфере, в области борьбы с преступностью, готовятся договоры об избежании двойного налогообложения, о взаимной защите инвестиций, о взаимодействии в сфере образования, культуры, науки. «Соответствующие ведомства работают. Мы дадим поручение, чтобы к визиту президента Латвии в Россию пакет документов был бы готов к подписанию», - сказал Сергей Нарышкин.

Что ж, народная мудрость гласит, что худой мир лучше доброй ссоры. А время покажет, какие реальные результаты принесут перемены в отношениях со странами Балтии.