Где делают карьеру дети российских олигархов
На модерации
Отложенный
Журнал Forbes, известный своим умением составлять рейтинги мировых олигархов, недавно опубликовал данные про наследниц основателей бизнес-империй, которым удалось самим преуспеть в жизни.
А что же наши? Чем занимаются сыновья и дочки первых российских предпринимателей — родоначальников отечественного бизнеса? Ведь уже достигли работоспособного возраста и дети «форбсов», и олигархов-лайт, владельцев различных компаний. Чего же хотят наследники, родившиеся с золотой ложкой во рту? И не появится ли снова на Руси потомственная аристократия, а того и глядишь — дворянство?
Большинство пап-бизнесменов поступают с детками по схеме: родил, вырастил, выучил на Западе да там и оставил. Дочь «металлургического «форбса» Василия Анисимова Анна, известная в Америке бурной светской жизнью, пробовала заняться «инвестициями в недвижимость» — попросту скупала на папины деньги элитное жилье в Нью-Йорке. Причем переплачивала миллионы. «Я хочу создать риэлторскую империю и завоевать Нью-Йорк», — делилась планами Анна. Но сделать бизнес на переоцененной недвижимости дочь, понятно, не сумела. Америка обсуждала размах «русских денег», когда Аня арендовала на американском курорте дом известной персоны за $530 тысяч.
А в Швейцарии все еще вспоминают гонки на «Ламборджини», в которых пострадал немецкий пенсионер, устроенные сыновьями Тельмана Исмаилова, основателя Черкизона. После скандала братья быстро смотались в Турцию к папе и пытаются выстроить образ респектабельных бизнесменов.
Самой ранней бизнес-леди из детей олигархов стала Кира Пластинина, дочь основателя компания «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина, придумывающая подростковую одежду. На первый показ ее коллекции в Москву приезжала главная светская тусовщица США Пэрис Хилтон (говорят, за гонорар в $2 млн.). На деньги папы дочь открыла несколько бутиков за рубежом, но сенсацией мировой модной индустрии Пластинина не стала. Возможно — пока.
В империю отца АФК «Система» пришла работать после вуза дочь Владимира Евтушенкова Татьяна. Дослужилась до поста вице-президента МТС. А после назначения Германа Грефа главой Сбербанка стала работать его советником. Кстати, на должности вице-президента в АФК «Система» работает сын Евтушенкова Феликс.
В папином бизнесе стал работать после учебы в США и сын Агаларова («Крокус-Сити») Эмин. Тот, который женился на дочери президента Азербайджана Ильхама Алиева. Главным достижением Эмина в отцовском бизнесе считается строительство яхт-клуба. Но душа наследника, похоже, лежит больше к музыке: Эмин записывает диски со своими песнями. «Деньги дают возможность воплощать желания в реальность, — делился соображениями Агаларов-младший. — Например, я могу больше денег потратить на свою любимую музыку».
А вот Антон Винер, приемный сын олигарха Алишера Усманова (сын его супруги Ирины Винер, главного тренера России по художественной гимнастике), не стал работать в процветающем бизнесе отчима. Антон Винер создал сеть клубов-соляриев в Москве. Насколько помог отчим, история умалчивает. Но ведь и мама у Антона — женщина суперуспешная.
В отцовском «Интерросе» работает дочь Владимира Потанина Анастасия — менеджером на сочинском олимпийском проекте «Роза-хутор».
— Папа так меня воспитал, что я сама хотела чего-то добиться, себе и другим доказать, что я тоже многое могу, чтобы меня воспринимали не просто как дочку миллионера, олигарха, — рассказала «КП» Настя Потанина. — Нам, детям, передалось папино стремление быть успешными. Мы видели, как папа создавал свой бизнес, как много работает, как ему бывает трудно. Зная характер брата Ивана, уверена, что и он не был бы рад подачкам: вот тебе, Ваня, компания, управляй. Иван считает, что звание успешного сильного менеджера он должен завоевать в равных условиях, в конкуренции, доказать, что сам чего-то добился. А если его просто поставили на высокую ступеньку — Ваня не пойдет на это.
Чем плоха сумка от Шанель?
Олигарх Александр Лебедев приобрел для живущего в Лондоне сына Евгения 75% акций английской газеты Evening Standard. Сын банкира ельцинского призыва Александра Смоленского Николай несколько лет назад купил на деньги папы британскую автомобильную компанию TVR. Но свернул производство. Недавно объявил о намерении выпускать спорткары-кабриолеты и даже обещал представить новинку в июле на автошоу в Великобритании. Правда, в успех затеи молодого бизнесмена мало кто верит.
— Никто на Западе ни наших олигархов, ни их детей не ждет, — считает политолог и знаток светской публики Алексей Митрофанов. — Только наши да еще арабы были уверены, что их деньги откроют им дверь на Западе. Но на Западе денег больше. Там люди владеют Федеральной резервной системой, то есть деньги печатают. Как будут соперничать с этим арабские или русские деньги? Ни один бизнес-проект с русскими деньгами на Западе не состоялся. Там по-прежнему известен лишь Михаил Горбачев да еще Маша Шарапова. Я знаю лишь один пример, когда наследнице на Западе действительно удалось пробиться: внучке Николая Гуслистого, экс-заместителя главы Газпрома, Наталье. Она успешная актриса в Голливуде, и скоро о ней узнают в России. И, заметьте, она пробилась в той сфере, на которую дедушкины возможности точно не распространяются.
— Выучившись на Западе, дети бизнесменов возвращаются в Россию, — рассказывает генеральный директор «Делового собрания России», профессионального клуба бизнесменов, Ольга Акмулина. — Как ни приятно жить на Западе, но наши там все равно иностранцы. И дети большинства бизнесменов, хоть выросли и выучились за рубежом и имеют там дома, считают своим домом Россию и с ней связывают будущее. Такой сейчас тренд.
27-летняя Елена Брум, дочь владельца крупной компании в сфере телекоммуникационных технологий Александра Брума, получила образование в России и в Лондоне. Вернулась в Москву и стала работать в компании отца. Три года назад создала свой бизнес — импортирует полимеры.
— Мои знакомые, дочки состоятельных родителей, были удивлены моим желанием заниматься бизнесом, — рассказала «Комсомолке» Елена Брум.
— Говорили: ну как же на работу ходить, а когда собой заниматься, спортзалами и салонами? Но я уверена, что все можно успеть — и бизнесом, и собой, и семьей. Детям успешных родителей и проще, и сложнее одновременно. Проще — потому что ты можешь получить хорошее образование, тебе помогают встать на ноги родители. Но сложнее — потому что тебе приходится втройне доказывать, что ты сам чего-то стоишь. С сумочкой «Шанель» доказывать труднее, — смеется Елена. — Ведь многие считают, что если на тебе вещи эксклюзивной выделки, то ничего тебе больше и не надо в жизни. Но это ведь не так. Адекватный человек понимает свою ответственность и за родителей, и за компанию. И хорошо, если решит заняться делом, когда еще родители в силе, когда смогут помочь, подстраховать, посоветовать. И вы знаете, все больше молодежи возвращается в Россию. Да, у них есть сумки «Биркин», они ездят на «Феррари», но при этом понимают, что не в этом ценность, и хотят добиться собственного успеха, а не почивать на лаврах и деньгах родителей.
— Я одна растила сыновей, муж рано умер, а в 90-х мы с сыновьями создали консалтинговую компанию, помогали предпринимателям наладить бизнес, — рассказала основатель крупной столичной транспортной компании Александра Музыря (Александре Алексеевне уже за 70, но она работает вице-президентом компании). — А потом подумали: почему не создать свой бизнес? Сыновья в начале становления компании работали и грузчиками, и сторожами, и дворниками. 15 лет назад появилась наша компания, теперь в ней работают 6 тысяч человек. Сначала ею руководил старший сын Олег, потом — младший Никита. (Кстати, Никита Музыря — также президент Российской федерации бобслея. — Авт.). Если вместе с детьми создаешь дело — они никогда не станут нахлебниками. Но ни в коем случае нельзя детей заталкивать в свой бизнес насильно. У меня был высокопоставленный знакомый, который волевым усилием устроил сына на работу, которая была ему не по душе. Парень спился. Но это может случиться и с трактористом, который, возможно, мечтал быть садовником.
«Сколково» вместо Лазурного Берега?
— Сын моего друга, руководителя бизнеса, работает обычным хирургом за копейки и счастлив, — рассказал нам глава крупной сталелитейной корпорации Юрий Елисеев. — А я отправил своего сына Дениса в Америку учиться по программе МБА (самое знаменитое в мире бизнес-образование. — Авт.). Заплатил кучу денег за пять лет обучения. Мечтал, что сын станет финансистом на Западе. Каково же было мое удивление, когда через пару лет Денис вернулся домой и попросился работать в моей компании. Я не рад, ей-богу. Ведь я не готовил своего сына к работе в, так сказать, жесточайших реалиях отечественного бизнеса. Сын по природе слишком честный для этого. Но когда-то же в России наступит время и для таких людей?
— Думаю, да, это будет в «Сколково», — предполагает Митрофанов. — Мне кажется, «Сколково» — это как раз способ не только заинтересовать работой в России молодых ученых, но и перспективами — наследников российского бизнеса. Именно поэтому он создается как принципиально новое дело, как оазис свободы для денег и карьеры по лучшим западным образцам, а не на базе советских научных городков. Если не втянуть молодежь в интересный и перспективный для вложений и собственного роста проект — она просто уедет на Запад.
Кстати, говорят, в «Сколково» с олигархом Виктором Вексельбергом (он назначен руководителем проекта), не исключено, будут работать его сын или дочь, получившие престижное бизнес-образование в Америке и прожившие там несколько лет.
— Не кажется ли вам, что сейчас в России на базе заработанных родителями-бизнесменами денег из их наследников создается класс новой аристократии? — спрашиваем у бизнесвумен Александры Музыри. — А молодому человеку «с улицы» пробиться станет вообще невозможно?
— Хороший вопрос, — улыбается Александра Алексеевна. — Богатая семья, деньги родителей способны обеспечить хорошее образование и материальную независимость. Но! Какое бы образование ни получил человек, сколько бы домов у него ни было за рубежом и денег на счетах, если у него нет цели, если он не умеет и не хочет работать «до тошноты» или если только цель — деньги или должность — и он собирается так гламурно крутить бизнес в перерывах между посещением ночных клубов, то он может потерять все в один миг.
— А когда у нас не было классов, когда было иначе? — переспрашивает Алексей Митрофанов. — Разве в советское время высокопоставленные родители не продвигали своих детей? И советские люди пробивались исключительно благодаря своему таланту? Нет, конечно. Трудно было пробиться и в эпоху Николая II, и в эпоху Сталина или Брежнева. Только в эпоху хаоса пробиться легко. Как, кстати, и быстро сделать деньги, что и произошло в России в 90-х с теми людьми, о чьих наследниках вы пишете. Но, надо заметить, не такие плохие дети выросли у наших олигархов, там немало интеллектуального народа, который как раз и мечтает называться «сколковской» молодежью», «детьми «Сколково», а не отпрысками первых российских олигархов.
P.S. Наверное, говорить о том, что наследники отечественных бизнес-империй выбирают Россию, еще рано. Пока выбирают не все. Многие вполне комфортно живут на папины деньги в Европе или Америке (там же, где и их мамы) и даже по-русски говорят с акцентом. Но вот успешные карьеры там практически никто не сделал. Понимая, что на Западе мало иметь деньги, чтобы «вписаться» в элиту, наследники, у которых есть карьерные амбиции, все же пытаются реализовывать их в России. Тем более что здесь к их услугам бонусный ресурс в виде связей, опыта и денег родителей. Пока, правда, даже при таких стартовых возможностях супервысот бизнес-наследники и в России не взяли. Может, все впереди. По крайней мере далеко не на всех детях богатых родителей природа отдыхает. Уже неплохо. Все-таки, как ни крути, эти люди создают в России некий класс, некую новую элиту. Пусть и «так называемую». Пусть своеобразную. Но уж что имеем.
Комментарии
Просто там они должны работать и соревноваться на равных, что нелегко.
А в России - сразу в дамки. Вот и весь патриотизм.
у этих все с этим нормально
а во-вторых такая элита нафиг не кому не нужа, которая вкладывается в развитие лондона,открывает там бутики и заводы,ввместо того чтобы вкладывать в Росиию
а в сколкого они ничего вкладывать не будут я уверен, у них уже сложился давно такой принцип поиметь россию выкачать из неё все соки и вложиться в развитие лондона