Непредсказуемый Южный Кавказ

На модерации Отложенный

Южный Кавказ представляет собой небольшой по площади регион с ограниченными природными ресурсами. Его важное значение в мировой политике определяется тем, что благодаря появлению нескольких независимых государств на месте бывшего российско-советского Закавказья США, НАТО и ЕС получили важный военно-политический плацдарм, а также доступ к энергетическим ресурсам Каспия в обход России и Ирана.

Для России первостепенное значение Южного Кавказа определяется тем, что он является приграничным регионом, который примыкает к наиболее сложной в этнополитическом плане части Российской Федерации – Северному Кавказу. Географическая близость и высокая степень интеграции региона с Россией продолжат определять ту важнейшую роль, которую он будет играть в российской политике и экономике, определит характер тех вызовов, с которыми столкнется Россия в своем уязвимом «подбрюшье».

После распада СССР новая геополитическая роль региона в сочетании с высоким внутренним потенциалом конфликтности обусловили превращение его в одну из основных \"зон нестабильности\" в мире.

Формирование прогноза развития Южного Кавказа на ближайшую и отдаленную перспективу осложняется большой, временами несоразмерной ролью внешнего фактора в жизни региона. К тому же он в настоящее время и сам по себе является труднопредсказуемым, временами совершенно непредсказуемым регионом. Имеется большое число межгосударственных конфликтов, а также всевозможных проблем внутри каждой из стран региона, которые пока не имеют четкого направления развития: будь то в сторону их обострения, либо в сторону урегулирования. Ввиду сложившейся на Южном Кавказе ситуации можно прогнозировать множество вариантов развития региона и каждой из входящих в него стран.

После распада СССР здесь произошло резкое падение уровня жизни, промышленного и сельскохозяйственного производства, научного, технологического потенциала, социального и медицинского обслуживания. Стремительное расслоение и социальная поляризация привели к формированию в каждой из стран региона богатой прослойки, которая включает в себя государственную бюрократию и тесно связанный с нею бизнес, весьма близкую по своим характеристикам к «новым русским».

В регионе так и не сформировалось сколько-нибудь значительного среднего класса, для подавляющего большинства населения два первых десятилетия независимого развития принесли с собой обнищание и деградацию качества жизни.

В результате падения уровня жизни произошло значительное снижение индекса развития человеческого потенциала, массовый выезд на заработки в основном мужчин молодого и среднего возрастов с нарушением нормальной пропорции полов в населении, при этом женский перевес начинается уже в относительно молодых возрастах и затем устойчиво нарастает. В связи с тем, что основная часть потенциальных мигрантов из стран региона уже выехала (в основном, в Россию), масштабы миграции значительно сократились. Тем не менее, нет достаточных оснований полагать, что в ближайшем будущем демографическая ситуация в регионе улучшится. Более вероятно, что в странах Южного Кавказа продолжится одновременное уменьшение численности населения и его старение.

После распада СССР социально-экономическое развитие государств региона шло разными путями. В результате относительная однородность, унаследованная от советских времен, была утрачена. Подобная неоднородность в региональном разрезе будет способствовать сохранению высокого потенциала конфликтности между странами Южного Кавказа и внутри каждой из них.

Азербайджан

После распада СССР обладающий богатыми сырьевыми ресурсами Азербайджан оказался в регионе в наиболее благоприятном положении. Главным источником доходов стал экспорт энергоносителей на мировые рынки, экономический рост страны до сих пор базируется на экстенсивном использовании энергетических ресурсов. Подобный упор на развитие энергетического сектора стал причиной недостаточной диверсификации экономики и зависимости от ситуации на мировом энергетическом рынке. К тому же энергетические ресурсы Азербайджана ограничены и уже в скором времени объемы добычи могут значительно снизиться. Пока азербайджанская элита не проявляет заметного беспокойства по поводу зависимости от «нефтяной иглы» и не имеет достаточных стимулов к политической и экономической модернизации.

В стране сложилась авторитарная модель управляемой или имитационной демократии. Правящий режим полностью контролирует политическую жизнь страны и в состоянии обеспечивать на выборах нужные результаты независимо от того, как проголосуют избиратели.

У раздробленной прозападной оппозиции практически нет шансов добиться смены режима путем победы на президентских выборах.

Высока вероятность того, что нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев (или, по крайней мере, клан Алиевых) еще долго останется у власти.

Отсутствие перспектив смены правящего режима конституционным путем в условиях отсталости социально-экономической структуры и огромного разрыва в уровнях дохода различных слоев населения ведет к росту социальной напряженности и создает благоприятные условия для деятельности экстремистских сил. Признание странами Запада легитимности осуществленной «передачи власти по наследству» от отца к сыну привело к кризису ориентированных на западную модель демократии политических сил. В результате при финансовой поддержке из-за рубежа в стране наблюдается рост влияния ислама в его наиболее радикальной аравийской разновидности.

В случае истощения энергетических ресурсов в Азербайджане произойдет резкое обострение социально-экономической ситуации и создастся благоприятная ситуация для победы исламской революции. В настоящее время имеется три наиболее вероятных сценария развития ситуации в Азербайджане.

● «статус-кво». В случае сохранения нынешних объемов добычи энергоносителей или их незначительного сокращения, а также благоприятной ситуации на мировом энергетическом рынке в Азербайджане сохранится авторитарная форма правления, и страна сохранит многовекторную внешнюю политику.

● «евроатлантический». Изменение внешней политики Азербайджана в неблагоприятном для России направлении возможно, если страны Запада смогут добиться приемлемого для всех сторон решения карабахского конфликта с последующим вступлением Азербайджана, Армении и Грузии в НАТО, предоставлением им статуса привилегированных партнеров ЕС и т.п.

● «радикально-исламский». В случае резкого сокращения энергетических доходов к власти могут прийти приверженцы радикального ислама, Азербайджан станет исламским государством, жизнь которого будет основана на нормах шариата.

Потенциальные угрозы интересам России

В случае осуществления «евроатлантического» сценария сократятся масштабы двустороннего экономического сотрудничества, вытеснение России с Южного Кавказа повлечет за собой обострение ситуации на Северном Кавказе, принесет новые вызовы безопасности России.

«Радикально-исламский» сценарий приведет к втягиванию Азербайджана в противоборство между Западом и радикальным исламом, это повлечет за собой обострение ситуации на Южном и Северном Кавказе, а также в тех субъектах РФ, где мусульмане составляют большинство.

Армения

После распада СССР фундаментом экономики Армении стали химическая промышленность, цветная металлургия и энергетика. Успешное функционирование Армянской АЭС позволило стране обеспечить свою энергетическую безопасность, внедрять передовые технологии. Армении удалось расширить применение ядерных материалов и новых технологий в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, наладить экспорт электроэнергии в соседние страны.



Несмотря на сохранение сильных авторитарных тенденций, Армения намного успешнее других стран региона развивает институты демократии.

Путем выборов в стране сменилось несколько президентов, последние президентские выборы проходжили в условиях реальной конкуренции и их никак нельзя отнести к разряду «битвы нанайских мальчиков». Успешно действуют и пользуются сильным влиянием проправительственные и оппозиционные партии. Сложная социально-экономическая ситуация обусловлена отсутствием надежных коммуникаций с внешним миром и высокой степенью монополизации экономики тесно связанными с властью олигархическими группами.

Социальная поляризация общества способствует росту протестных настроений. Если нынешнему руководству страны в ближайшем будущем не удастся значительно улучшить социально-экономическую ситуацию и поднять уровень жизни населения - влияние оппозиционных политических сил будет усиливаться.

Имеется несколько наиболее вероятных сценария будущего развития ситуации в Армении.

● «статус-кво». В случае успешного развития Армении по пути модернизации и улучшения социально-экономической ситуации у власти останется нынешняя правящая Республиканская партия и ее политические союзники во главе с теми же лидерами или их преемниками.

● «смена власти». Если улучшения не произойдет, оппозиционные силы могут придти к власти путем победы на президентских и парламентских выборах. Смена власти в Армении может пройти относительно мирно, однако есть и вероятность того, что оппозиции придется «подтверждать» свою победу путем массовых акций протеста против возможных фальсификаций и подтасовок.

● «евроатлантический». Изменение внешней политики Армении может произойти, если страны Запада смогут добиться нормализации армяно-турецких отношений и приемлемого для всех сторон решения карабахского конфликта с последующим вступлением Азербайджана, Армении и Грузии в НАТО, предоставлением им статуса привилегированных партнеров ЕС и т.п.

● «многовекторный». В случае сохранения карабахского конфликта в нынешнем замороженном состоянии даже ориентированные на западные демократии политические силы будут сохранять курс на многовекторность внешней политики с упором на политическое и военное партнерство с Россией, так как только российское военное присутствие продолжит оставаться единственной надежной гарантией безопасности Армении. В случае прихода к власти в Азербайджане приверженцев радикального ислама и последующего обострения ситуации в зоне карабахского конфликта и во всем регионе ценность российских гарантий безопасности Армении еще более возрастет.

Потенциальные угрозы интересам России

В случае осуществления «евроатлантического» сценария Россия лишится возможности сохранять свое военное присутствие в Армении, сократятся масштабы двустороннего экономического сотрудничества. Вытеснение России с Южного Кавказа значительно осложнит ее геополитическое положение, повлечет за собой обострение ситуации на Северном Кавказе и других регионах.

Грузия

Исповедующие евроатлантические ценности власти Грузии не сумели провести экономических реформ, промышленность и сельское хозяйство находятся в состоянии глубокого кризиса. Страна выживает благодаря масштабной финансовой помощи от США и ЕС. Православие и национальная культура испытывают все возрастающее давление со стороны новых религиозных течений, происходит размывание национальной идентичности, интеллектуальный потенциал страны имеет устойчивую тенденцию к снижению.

В результате противоречащей национальным интересам политики властей Грузия превратилась в государство с ограниченным суверенитетом, заложника труднопрогнозируемых глобальных геополитических изменений. В ближайшей перспективе рассчитывать на изменение нынешнего антироссийского курса Тбилиси не приходится, так как национально ориентированные силы в тбилисской политической элите практически отсутствуют.

Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики перспективы развития ситуации в Грузии и во всем регионе теперь во многом зависят от политики внешних по отношению к региону игроков – прежде всего США.

Проводимая Тбилиси политика ущемления этнических меньшинств привела к войнам в Абхазии и Южной Осетии. После разгрома грузинской армии в Пятидневной войне (август 2008 г.) независимость этих республик была признана Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру. Высокий уровень межэтнического напряжения продолжает сохраняться в районах с азербайджанским населением (Квемо-Картли) и в населенной армянами Джавахетии.

В Грузии сложилась наиболее жесткая в регионе авторитарная модель управляемой имитационной демократии. Правящий режим жестко контролирует политическую жизнь и в состоянии обеспечивать на выборах нужные результаты независимо от того, как проголосуют избиратели. Глубокий социально-экономический кризис, усиление авторитарных тенденций и рост протестных настроений повышает вероятность дестабилизации Грузии.

Имеется несколько наиболее вероятных сценария развития ситуации в Грузии.

● «статус-кво». Грузия продолжит получать масштабную финансовую помощь стран Запада, правящий режим продолжит курс на «закручивание гаек», милитаризацию и конфронтацию с Россией. Грузия не будет включена в НАТО, но продолжит играть роль «кавказского авианосца» США.

● «евроатлантический». Грузия вступает в НАТО одновременно сАзербайджаном и Арменией после урегулирования карабахского конфликта, получает статус привилегированного партнера ЕС

● «революционный». В случае нарастания политической напряженности и угрозы выхода ситуации из-под контроля США могут инициировать замену нынешнего лидера кем-то из прозападных оппозиционных политиков путем досрочной отставки, повторения сценария розовой революции либо путем военного переворота.

● «катастрофический». В случае дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации могут начаться массовые акции протеста, власть утратит контроль над ситуацией, повсеместные анархия и хаос приведут к распаду государства. Абхазия и Южная Осетия получат полное международное признание.

● «национальный». Длительное пребывание страны в кризисном состоянии может привести к массовому недовольству,события могут выйти из-под внешнего контроля и к власти сумеют прийти ориентированные на национальные интересы лидеры. В этом случае у Грузии появится реальный шанс на национальное возрождение.

Потенциальные угрозы интересам России

«Статус-кво» угрожает интересам России, так какГрузия продолжит играть роль надежного тыла для антироссийских сил на Северном Кавказе, а также военного и политического плацдарма США/НАТО.

«Евроатлантический» сценарий повлечет за собой милитаризацию региона, расширение военного присутствия США/НАТО на суше и на море значительно осложнит геополитическое положение России. Подобное развитие событий может стать реальным не под влиянием собственно кавказского фактора, а в случае серьезного обострения отношений между Россией и США/НАТО.

«Катастрофический» сценарий приведет к появлению обширной зоны нестабильности, которая будет оказывать негативное влияние на прилегающие территории России и соседних государств.