Гастарбайтеры делят сферы влияния в Москве

На модерации Отложенный

Гастарбайтеры из стран СНГ делят сферы влияния в Москве путём массовых вооруженных столкновений.

Массовые драки с участием представителей национальных меньшинств постепенно превращаются в обыденное явление. В Москве с помощью кулаков, ножей и дубинок выясняют межнациональные отношения строители, дворники, мелкие торговцы и даже студенты вузов, в остальной России дерутся между собой не только представители перечисленных профессий, но и водители маршрутных такси, а также наёмные помощники арендаторов земельных участков. Число стычек растёт, и одновременно растёт число этнических поселений в российских городах: приезжие работники, не желая растворяться в мегаполисах, сохраняют свой жизненный уклад и нравы. К чему ведёт подобная обособленность, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Для затравки немного статистики: с начала этого года в Москве произошло не менее 100 массовых драк с участием гастарбайтеров из Таджикистана, Азербайджана, Киргизии и Казахстана. Сложно сказать, сколько людей в них погибло: если человека в такой драке не убивают сразу, а только ранят и он умирает спустя некоторое время, в статистику его не включают. Но цифры впечатляют и без того: на 100 драк 72 погибших.

По всей России общих данных не ведётся, но кое-что сосчитать при желании можно: во Владивостоке с начала лета произошли две массовые драки, погибли в них три человека, в Санкт-Петербурге - две драки, обе обошлись без человеческих жертв, в Краснодаре - одно столкновение, зато целых пять трупов. И так по всей стране. А самое массовое побоище произошло под Оренбургом: между собой там подрались казахи и китайцы. Стенка на стенку вышли порядка тысячи человек - примерно как если бы в одном бою сошлись три батальона пехоты!

В Москве и Подмосковье проблема межэтнических драк, вероятно, самая острая: сюда устремляется наибольшее число мигрантов, и они не собираются растворяться в пёстрой толпе мегаполиса. В январе в левобережных Химках банда из 15 человек с палками и пистолетами устроила погром в магазине азербайджанских мигрантов. Дагестанцы не поделили с ними место торговли и предложили перенести торговую точку в другое место. Азербайджанцы наотрез отказались. Подъехали три машины, из них вышли люди с битами. От магазина не осталось практически ничего буквально в считанные минуты. На следующий день в 100 метрах от места погрома состоялась массовая драка - человек 50 азербайджанцев, решивших вступиться за земляков, против такого же количества выходцев из Дагестана. Результат - семерых увезли в больницу с ножевыми ранениями, одного - с пулевыми. Кто победил - осталось неясным: некоторое время спустя на разгромленном месте вновь появилась азербайджанская «точка». Теперь рядом с ней постоянно припаркован автомобиль, в котором дремлют несколько здоровенных детин.

А следствие между тем до сих пор не закончено, хотя минуло полгода. Серьёзную угрозу общественной безопасности представляет тенденция компактного заселения мигрантов. Бойцам, провоцирующим погромы, теперь легко друг друга находить, а это значит, что, если результатами одного столкновения какая-то из сторон останется не слишком довольна, отыскать обидчиков можно непосредственно по месту жительства. В Солнцеве и на юго-западе столицы компактно проживают армяне, в Марьиной Роще и Тимирязеве - грузины, в Измайлове, Черкизове и Гольянове - азербайджанцы, которые, к слову, после переноса торговли из Черкизова в Люблино потихоньку перебираются на юго-восток Москвы. Помимо закавказских районов формируются ещё более лоскутные азиатские. Очаково облюбовали китайцы, район метро «Автозаводская» - корейцы и вьетнамцы, а в промзонах Перово и Текстильщики можно отыскать узбекские, таджикские и киргизские поселения. Пока профессиональные сферы влияния удалось поделить только московским дворникам: последние два года стычек между ними практически не отмечалось, хотя ещё в 2005-2007 годах именно на дворницкие драки приходилось до 70% всех массовых стычек в столице. В итоге узбеки обосновались на юге, юго-востоке и юго-западе (там они делят рабочие места с киргизами), киргизы - в центре, на севере и на западе мегаполиса, а таджики - на севере и частично на западе Москвы. Ладно торговцы и наёмные работники, конкурирующие между собой. Мотивы их понять можно - материальная выгода от торговли на бойком месте.

А вот каковы мотивы массовых драк студентов столичных вузов? Ещё пару лет назад таких драк у нас не было. В феврале в здании Московского государственного педагогического университета подрались группы осетин и ингушей, примерно по два десятка человек с каждой стороны. Из стен альма-матер драка выплеснулась на улицу, и бурное выяснение отношений закончилось убийством осетинского студента четвёртого курса. Парню было всего 20 лет. По горячим следам возбудили уголовное дело по ст. 105 УК РФ (убийство), но того, кто нанёс смертельный удар ножом, так и не установили. Зато буквально на следующий день после гибели студента на проспекте Вернадского стенка на стенку сошлись более сотни ингушей и выходцев из Северной Осетии. Дрались не скрываясь, среди бела дня. Милиция подъехала, но долго не вмешивалась, затем пришлось стрелять в воздух. На сей раз, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Но вот что интересно: оказывается, студенты, которым в отличие от торговцев вроде бы нечего делить, выясняют между собой межнациональные отношения с помощью драк не так уж и редко. Вот что сказал по этому поводу начальник Управления информации и общественных связей столичного ГУВД Виктор Бирюков: «Случаи межэтнических конфликтов в столичных вузах в последнее время участились, что не может не беспокоить руководство московской милиции. В основном конфликты отмечаются между азербайджанцами и армянами, грузинами и дагестанцами».

В потасовках на межнациональной почве замечены студенты Московского педагогического государственного университета, Московского государственного строительного университета, Московского государственного открытого университета, Московского автомобильно-дорожного института, Московского института юриспруденции, Московского государственного университета путей сообщения, Московского института управления. По словам Виктора Бирюкова, в ГУВД Москвы «серьёзно обеспокоены складывающейся ситуацией в высших учебных заведениях столицы». Милиция отмечает отсутствие в этих учебных заведениях какой-либо воспитательной и разъяснительной работы среди студентов, что и приводит, по мнению милиционеров, к печальным последствиям. «Руководство ГУВД Москвы неоднократно просило ректоров столичных вузов обратить внимание на сложившуюся в учебных заведениях ситуацию, рекомендуя применять жёсткие меры, вплоть до отчисления зачинщиков межнациональных конфликтов», - заявил Бирюков.

Но пока подобные обращения виснут в воздухе: массовые драки на этнической почве происходят среди студентов то здесь, то там. И не обходится без жертв: в марте массовая драка произошла в студенческом городке Университета нефти и газа им. Губкина между учащимися из Чечни и Казахстана. Дрались около 50 человек, в ход шли кастеты, камни, арматура. На следующий день трое участников драки скончались. С каждым годом межэтнических драк всё больше, число гибнущих в них людей растёт в геометрической прогрессии, а власти, похоже, не в силах сдерживать накал страстей. «Ещё недавно трудовая миграция вносила определённое оживление в экономику, но теперь ситуация меняется: миграция усиливает конкуренцию на рынках труда и жилья, - говорит депутат Госдумы от «Единой России» Отари Аршба. - Это значит, что повод к межэтническим столкновениям уже есть. Можно ли решить эту проблему или хотя бы сгладить? Думаю, отчасти возможно, если на федеральном уровне будет решён вопрос максимальной интеграции мигрантов в российское общество». Пока этот вопрос не решён ни на федеральном, ни на местном уровне. Нигде в России.

«Ещё недавно все межэтнические стычки списывались на конкуренцию - либо торговую, либо профессиональную, - пояснил корреспонденту «Нашей Версии» на условиях анонимности представитель ФСБ, занимающийся по роду своей деятельности межэтническими столкновениями представителей различных национальных диаспор. - Теперь понятно, что материальный интерес - важный, но отнюдь не основной повод возникновения стычек. На первый план выходят религиозная и межнациональная рознь, ненависть к людям, исповедующим иные жизненные ценности. Вот это как раз и опасно: если дерущихся из-за места торговли конкурентов возможно развести по углам, то «идейных» развести в стороны пока невозможно. А значит, будут новые драки и свежие трупы».