\"После модернизации без работы останутся 50 миллионов\"
На модерации
Отложенный
Когда в России произойдет экономическая амнистия? Отвечая на этот вопрос во время онлайн-интервью в редакции GZT.RU, депутат Андрей Назаров произнес целую пламенную речь в защиту предпринимательства. Его монолог не вполне вписался в стандарт интервью, поэтому GZT.RU публикует это выступление заместителя комитета Госдумы по законодательству в качестве самостоятельной статьи.
«Экономическая амнистия всех интересует, потому что касается практически всего бизнеса.
Наша главная задача— привлечь наших граждан к предпринимательской деятельности. Если мы этого не сможем сделать, то у нас возникнет противоречие. Мы сегодня ведем курс на модернизацию, одно из направлений которой— увеличение производительности труда.
Сегодня по производительности труда от средних европейских норм мы отстаем примерно в 4–5 раз. Получается, что если мы проводим успешную модернизацию, то в течение 10 лет мы высвобождаем за счет увеличения роста производительности труда несколько десятков миллионов человек. Только из несырьевого сектора высвободятся около 50 млн человек. Где они будут работать? Страх и риск
Есть только один ответ. Чтобы трудоустроить 50 млн человек, по нашим подсчетам, нужно в течение 10 лет создавать около 100–150 тыс. средних предприятий, где работают 300–500 человек. Нормальных, работающих, чего-то производящих, а не зарегистрированных где-то на бумаге. Это значит, что нам надо ежемесячно создавать больше тысячи предприятий. Кто это может сделать?
Государство не может, потому что искусственно предприятие не создашь. Это может сделать только бизнес, только малый и средний предприниматель, который на свой страх и риск начнет заниматься и придумывать идеи и их воплощать. И он должен не бояться того, что с ним будет происходить, когда он начнет заниматься предпринимательской деятельностью.Важные дела
Чем отличается предприниматель от простого человека? Простой человек сходил на работу, вернулся домой и забыл о всех проблемах. А предприниматель не может забыть, потому что он на свой страх и риск заложил свое жилье, взял кредит и пошел с ним создавать бизнес. Если вдруг он обанкротится, то он все потеряет. То есть его задача— суметь не обанкротиться.
При этом он еще попутно начинает очень важные для государства вещи выполнять— создавать рабочие места, платить налоги. Мало того, что он себя содержит, свою семью. Он еще вот сколько очень важных для государства выполняет вещей. Поэтому мы должны наших людей уговаривать стать предпринимателями.
Мы говорим, что если вы будете работать в сфере предпринимательства и если вдруг что-то там, какое-то экономическое правонарушение совершите, вас не упекут за решетку. Вас, конечно, накажут, потому что нельзя, чтобы была безнаказанность, но экономически. Это раз.Дать награду
Второе: вы будете государством и обществом оценены. Предприниматель с советских времен— это спекулянт, он работает на себя. Чего его поощрять? У нас нет ни одного предпринимателя, который бы за предпринимательскую деятельность получил награду, например, орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством». Нет таких примеров.
Есть наши предприниматели, российские, которые имеют высшие награды других государств за предпринимательскую деятельность. Они там 10% от своего оборота делают и имеют высшую награду, а в России у них 90% оборота и никаких наград от государства. Потому что у нас стереотип: «А, предприниматель? За что ему награду, он и так деньги зарабатывает».
А если он не заработает? А если потеряет все деньги? А ведь он создал рабочие места, налоги заплатил, на эти налоги другие учреждения, другие люди работают. Так ведь?
Очень важно понимать, что если мы хотим модернизироваться, мы должны модернизироваться во всем, в том числе в своем сознании. Мы должны прийти к другому сознанию, чтобы каждый гражданин понимал, что если он все-таки встал с дивана и рискнул, его за это не накажут.Диалог со следователем
А сегодня, до вчерашнего дня, до изменений по гуманизации, это было так: вы открыли магазинчик, начали торговать, у вас оказался просроченный сертификат, вы попадаете под статью «незаконное предпринимательство», за которое вас можно упечь за решетку на несколько лет. Вы извлекли доход, например, 3 млн рублей. Следователь говорит: «А вы не хотите поделиться со мной доходом?» Вы говорите: — Нет, не хочу.— А куда ты дел 3 миллиона?— Я на эти 3 млн купил себе холодильник в магазин.— А, так это легализация преступных доходов, ст. 174. А это уже до 10 лет. Значит, вы будете сидеть не три года, а десять. Вам это надо?— Нет.— Ну тогда поделитесь со мной.
Статистика свидетельствует, что почти в каждом втором случае возбуждения дела за незаконное предпринимательство добавляли статью 174— \"легализация преступных доходов\". Представляете, что происходило до того момента, когда все-таки президент пакетом по гуманизации не изменил ситуацию?
Сегодня у нас посадить по статье «незаконное предпринимательство» за нарушение лицензионных требований, в том числе отсутствие сертификата или просроченность сертификата, нельзя. А тогда было можно. Теперь можно только за отсутствие лицензий.
Хотя даже и это в будущем нам нужно убрать. Убрать всю 171-ю статью вообще о «незаконном предпринимательстве». Почему вам запрещено заниматься предпринимательством? Вам не запрещено. Во многих европейских странах вы просто можете, нигде не регистрируясь, заниматься предпринимательской деятельностью. Если вы что-то нарушите, тогда за это надо будет отвечать.
А почему вас надо наказывать за предпринимательскую деятельность? За то, что вы чего-то покупаете, продаете? Почему вы должны обязательно где-то зарегистрироваться, непонятно. Если вы не платите налоги, за это вас будут наказывать.
Теперь изменили редакцию 174-й статьи «легализация преступных доходов». Теперь ответственность возникает, если это сделано только с целью сокрытия доходов, с целью придания им правомерного вида. А если вы купили холодильник, вы же ничего не скрывали. Взяли деньги, купили и не хотели ничего скрывать, это просто ваша деятельность.Не убил, не ударил
Так вот, наша задача, чтобы предприниматель не попадал в такую ситуацию. Какая его степень общественной опасности? Он же никого не убил, не ударил, а мы его пытаемся на 10 лет за решетку отправить. Разве это нормально?
Какая модернизация в нашей стране может быть, если мы предпринимателей за решетку отправляем? Они потом оттуда приходят, бизнеса нет, они от экономики отстали, они новый бизнес уже и не хотят, и не могут создать. Мы же теряем этих людей для страны. А других, новых, пугаем.
А иностранцев приглашаем с инвестициями и говорим: мы для вас сделаем комфортные условия. Они говорят: а ваши предприниматели в комфортных условиях живут? Если я завтра буду работать здесь, меня не посадят? Если я что-то случайно нарушу, меня не упрячут за решетку на 15 лет?
Поэтому нужная амнистия.Благородство государства
Существует некий стереотип, что экономическая амнистия означает просто амнистию, которая принимается государственным актом, актом Госдумы. Традиционно это так. Например, амнистия была проведена ко Дню Победы для ветеранов.
У людей складывается мнение, что и экономическая амнистия тоже будет актом Госдумы, где будут перечислены статьи Уголовного кодекса, по которым люди будут освобождены либо сроки будут уменьшены. На самом деле это не совсем так.
Амнистия ко Дню Победы— это от имени государства некое прощение людей, которые нарушили закон. Этим государство показывает некое свое благородство, что оно готово простить людей к определенной дате, к определенному случаю, просто понимая, что какой-то категории осужденных надо уменьшить сроки наказания. Но это разовая акция, которая не создает систему.Сотни тысяч арестантов
А нам в стране все-таки нужна система. Поэтому мы в термин «экономическая амнистия» закладываем целую череду шагов, которые приведут к системе мер, которая позволит нам уйти от репрессивного законодательства уголовного, которое у нас существует с социалистических времен и потом перекочевало в 90-е годы в новый Уголовный кодекс.
Череда шагов была начата «Единой Россией» в виде дискуссий после известных трагических событий с Магнитским. Мы рассматривали это в парламентском клубе, в клубе «Единой России», обсуждали, вносили законопроекты, и в итоге президент внес известный пакет по гуманизации, который коснулся восьми статей Уголовного кодекса, двух статей Уголовно-процессуального кодекса, одного федерального закона.
Экономическая амнистия, начиная с пакета, внесенного президентом и с 9 апреля вступившего в законную силу, и кончая другими нашими действиями, должна привести к тому, что многие люди, которые сегодня осуждены за экономические преступления по предпринимательским составам, либо выйдут на свободу из мест лишения свободы, либо им будут снижены сроки, потому что у нас по Конституции смягчение Уголовного законодательства имеет обратную силу.
То есть это коснется нескольких десятков, возможно, сотен тысяч людей, которые так или иначе были осуждены, находятся в местах лишения свободы либо сегодня находятся под следствием по экономическим преступлениям. Вот это все мы вкладываем в термин «экономическая амнистия». Чем это хорошо? Тем, что создастся система, изменится законодательство, это не будет одноразовой акцией, это будет постоянно, у нас в стране уже будет другое законодательство, более адекватное сегодняшнему дню.Снять с крючка
Главная цель гуманизации— это за экономические преступления экономически наказывать. Мы не можем создавать ситуацию вседозволенности и безнаказанности, это просто породит определенный хаос. Но наказание должно быть адекватным той общественной опасности, которая следует за этими деяниями.
Если мы предпринимателей будем держать на крючке за то, что они натворили пять лет назад, тогда они в тени и будут оставаться. Один эпизод или десять— все равно одна статья. Ну, смысл ему сегодня перестать заниматься противоправной деятельностью, если все равно его за вчерашнее могут посадить?
Надо ему сказать: все, что было вчера,— простили, все, что будет завтра, – за это будешь наказан. Тогда люди почувствуют, что с них снят крючок, что государство их на нем не держит, чтобы в любой момент наказать. Тогда предприниматели будут чувствовать себя свободно.
А этих людей не так много— всего 7% собственников в нашей стране. Это не так много людей, нам их нужно беречь и приумножать. Нужно со школьной скамьи воспитывать детей и говорить: предпринимательство— это хорошо, вы не бойтесь, придумывайте идеи, видите, какой хороший пример: открыл сеть ресторанов, стал богатым человеком, сейчас он меценат, помогает обездоленным, смотрите, какой хороший человек. Вот это надо делать. Мы же это, к сожалению, пока не делаем. Если мы хотим двигаться вперед, нам надо это делать.
Это сложный процесс. И вторая часть амнистии еще более сложная, потому что ее нужно со всеми согласовать. Но, надеюсь, что удастся уже в этом году».
Комментарии
Если видите и понимаете ситуацию - валите уж из страны или идите и сражайтесь сейчас, потом уже просто перебьют.