Шведская армия стала полностью профессиональной

На модерации Отложенный

Первого июля в Королевском дворце в Стокгольме состоялась торжественная церемония, посвященная отмене всеобщей воинской повинности. Солдат-срочник символически «сдал пост» по охране страны контрактнику. Шведские СМИ в целом поддержали реформу, признав, что призывники не могут эффективно защищать родину в современной войне. «Сегодня уже невозможно отстаивать армию, основанную на призывном принципе. Солдаты срочной службы не в состоянии спасти Швецию от русских» - так выглядит типичный вывод, сделанный ведущей газетой страны Dagens Nyheter.

Всеобщая воинская повинность была введена в Швеции в 1901 году как один из основополагающих принципов демократии, который звучал следующим образом: «Один голос на выборах - один штык на поле боя». В годы Второй мировой войны и в период войны холодной восьмимиллионная страна была готова выставить почти полумиллионную армию. Еще 750 тыс. человек насчитывали силы территориальной обороны, состоявшие из резервистов. Их ждали разбросанные в лесах секретные склады с оружием и снаряжением. После распада СССР и исчезновения главной угрозы с востока шведские вооруженные силы поэтапно сокращались. Если в 80-е годы ежегодно призывались около 50 тыс. парней, то в 2000-е их число уменьшилось ровно в десять раз. Служба продолжалась всего одиннадцать месяцев. По сути дела, вооруженные силы страны уже длительное время комплектовались на добровольной основе - служили лишь те, кто хотел. «Откосить» при желании не составляло труда. Достаточно было, к примеру, заявить на призывной комиссии, что ты не испытываешь желания послужить родине, и повестку тебе благоразумно не присылали. Тем не менее ежегодно в тюрьму отправлялась пара дюжин «отказников», не желавших отсидеться дома «по-тихому» и демонстративно бросивших вызов закону.

Переход вооруженных сил на контрактную основу обоснован прежде всего экономически. Специалисты подсчитали, что «дешевая армия», состоящая из призывников, является мифом. Солдат за короткий срок службы не успевает досконально освоить современную сложную технику и потому малопригоден для ведения «высокотехнологичной» войны. Кроме того, гражданское общество лишается на время значительной части трудоспособного населения, падают налоговые поступления.

Главнокомандующий вооруженными силами Сверкер Йорансон, комментируя реформу, заявил, что проблем с вербовкой наемников (предполагается ежегодно набирать около четырех тысяч человек) не будет.

Свою уверенность он основывает на том, что 80% солдат срочной службы, которые теперь при желании могут отправиться домой, выразили готовность «тянуть лямку до конца». По его словам, вооруженные силы сейчас направят большие средства на пропаганду контрактной службы. «Мы будем видны повсюду - в газетах, на телевидении, на социальных сайтах Интернета», - делится своими планами генерал.

Однако, по данным Совета призывников, нынешняя шведская молодежь совсем не испытывает желания «одеться в хаки». «Проведенный нами опрос показывает, что лишь один из десяти молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет готов пройти трехмесячный подготовительный курс, по итогам которого будет подписываться контракт на профессиональную службу», - заявил председатель Совета призывников Еспер Хольм.

При этом требуются как минимум три соискателя на место, чтобы была возможность выбрать контрактника, отвечающего необходимым требованиям. Мотивация молодых шведов на службу в армии понижена, поскольку, как признается командование вооруженных сил, угроза безопасности страны сейчас низка как никогда раньше. Контрактников предполагается направлять прежде всего в «горячие точки» - в Чад, Афганистан, Косово - туда, где уже служат шведы. Там убивают и ранят, и при этом большинство шведов не видят смысла рисковать своей жизнью ради невнятных целей. Первая масштабная рекламная кампания вооруженных сил, направленная на пополнение подразделений зарубежного базирования, как считают СМИ, провалилась. Пропагандистские клипы, на которых молодые парни и девушки в форме гоняются на бронетранспортерах, стреляют по невидимым врагам и десантируются с катеров, как выяснилось, снимались в ЮАР, в них задействованы южноафриканские актеры. Следующая пиар-акция вооруженных сил, как полагают некоторые эксперты, должна убедить молодежь, что защищать ей придется родину ближе к собственному дому. Действие «шоу» следует перенести в Швецию, а его участниками сделать граждан королевства. Вот только с врагом пока проблема. Скорее всего, на его роль придется выбрать, как это было всегда, зловещего русского.