Башкирские власти растят националистов для устрашения Кремля

На модерации Отложенный

В ожидании неизбежного скорого ухода с поста бессменного с 1990 года главы Башкортостана Муртазы Рахимова вступил в новую фазу ожесточенный торг между Кремлем и республиканской элитой по поводу кандидатуры его сменщика. Уфа традиционно использует в качестве своей козырной карты угрозу национализма и сепаратизма в республике. Между тем, как стало известно обозревателю “МК”, в Москве располагают достоверными сведениями о том, что башкирские националисты полностью управляются и финансируются властями республики.

Только неисправимые романтики еще продолжают верить, что национальные движения начала 90-х были стихийным порывом народов СССР к свободе и независимости. Все больше всплывает фактов, свидетельствующих, что националисты действовали под жестким контролем тех или иных кланов местной номенклатуры, которые сумели в результате удержать власть и собственность в своих руках. 90-е давно миновали, но кое-кто продолжает считать “игру в национализм” универсальной технологией, позволяющей добиться нужных результатов.

Пепел “Сеянтуса”

Глухие монотонные удары молота. Раскаленный металлический стержень, разбрызгивая горячие искры, под невидимой рукой мастера неохотно меняет форму. Из бесформенного куска железа медленно проступают очертания клинка.

Дым пепелища поднимается к небу. Молодой башкир в окровавленной рубахе бредет по пеплу и тлеющим головешкам, сжимая в руке стальной клинок. Из-под обугленных бревен торчит обгорелая человеческая рука. Под ногами валяются соломенные детские куклы.

Молодой башкир, умирая, кровью выводит на камне слова вечного проклятия.

Русский полковник с волчьим взглядом, который только что сжег заживо в амбаре десятки мирных жителей башкирского села вместе с грудными младенцами, отдает приказ добить раненого...

Что это? Креатив “Кавказ-центра”?

Ошибаетесь. Это фильм, снятый по заказу государственного телевидения Башкирии. Первый показ фильма для СМИ состоялся в республиканском информационном агентстве “Башинформ”, премьера — в ДК “Нефтяник”. Том самом, где недавно в присутствии главы республики прошел всебашкирский курултай, делегатам которого были вручены копии фильма. Фильм “Сеянтус” транслировался по БСТ (Башкирское спутниковое телевидение, государственный телеканал Республики Башкортостан). Говорят, у БСТ после этого были неприятности. Не со стороны республиканских властей. Со стороны федеральных структур.

Если кто-то еще сомневался, что “Сеянтус” был создан если и не по прямому заказу администрации президента Башкирии, то с ее молчаливого одобрения, эти сомнения развеял Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир. Который заявил с трибуны курултая буквально следующее: “Мы не позволим, чтобы наше национальное телевидение, созданное на деньги народа, боялось, что у него отберут лицензию, закроют только за то, что оно покажет фильм, основанный на народном творчестве, посвященный светлой памяти всех тех, кто пострадал от террора и карательных экспедиций царского правительства России. Заставить народ молчать, вырывать неугодные кому-то страницы из истории страны путем введения законов, запретов не получится. Наш народ пронес свою трагедию в народном творчестве сквозь века!”

Трагедии, о которой говорил Галин, уже почти 300 лет. Речь идет о деревне Сеянтус, уничтоженной в 1736 году по приказу полковника Тевкелева. Утверждают, что при этом было убито около 1000 человек. История ужасная, никто не спорит. Только вот надо ли нам с башкирами сегодня строить наши взаимоотношения на бесконечных воспоминаниях об этом ужасе? Тем более что не все там было так однозначно, как пытаются убедить нас авторы фильма. И деревня, говорят, была не такая уж мирная. Да и полковник Тевкелев — на самом деле татарский мурза, настоящее его имя Кутлу-Мухаммед. Нет даже достоверных сведений о том, что он принял православие.

Никто не спорит с тем, что история России — наша общая с башкирами история, между прочим, — была кровавой. А в других уголках земного шара, надо думать, в XVIII веке расцветал гуманизм и торжествовали общечеловеческие ценности?

“Граждане республиканцы, Вандея уже не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими женщинами и детьми. Я уже прекратил хоронить весь город в лесах и болотах Савенай. Используя данные мне привилегии, детей растоптал конями, вырезал женщин, чтобы не продолжали плодить бандитов. Я уничтожил всех”.

Так писал в Париж после подавления крестьянского восстания в Вандее якобинский генерал Вестерман. Это тоже XVIII век, только уже его конец. Французская демократическая революция, в результате которой в Европе восторжествовали идеи, лежащие в основе современной западной цивилизации.

И что после этого прикажете делать вандейцам? День и ночь слать проклятия Парижу? Требовать своего вандейского самоопределения? Тем более что и главы регионов во Франции назначаются из центра.

Память у народа отнимать нельзя. Но, бывая во Франции, я как-то не заметила, чтобы проблема генерала Вестермана очень волновала потомков вандейских мятежников. Поэтому когда я читаю сообщение все того же государственного башкирского агентства: “Народ проклял Тевкелева и сложил о нем печальную песню “Тяфтиляу”. Сегодня эта песня одна из самых исполняемых в репертуаре профессиональных и самодеятельных певцов”, — у меня возникают смутные подозрения, что интерес башкирских певцов, как и режиссеров, к этой истории некоторым образом стимулируется.

Я смотрю фильм режиссера Рияза Исхакова “Сеянтус”, а перед глазами стоят совсем другие пожары. Как раз в дни башкирского курултая начались погромы в Киргизии, во время которых людей жгли заживо. И мы еще раз убедились, какая тонкая грань отделяет человека от животного.

Так для кого куется башкирский меч?

В чье сердце стучит сегодня пепел Сеянтуса?

“Небесные волки” как фактор политики

10—12 июня в Уфе прошел третий Всемирный курултай башкир. Многих удивила резкость речей на этом мероприятии, символически приуроченном ко Дню независимости России. Призывы к Москве вернуть выборность глав республик, обличения в адрес “варягов” и “манкуртов” и даже прямые угрозы народным восстанием. Например, Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир (ВКБ), обещал федеральному центру “серьезный конфликт” в случае, если на пост главы республики будет назначен “варяг” — то есть некто, чья кандидатура не будет устраивать действующее руководство Башкортостана. “Народ может восстать против руководителя, назначенного извне”, — заявил Галин.



Я точно знаю, что текст этого выступления был согласован с администрацией Муртазы Рахимова. Более того, должность председателя исполкома г-н Галин занял в декабре 2009 года по прямому указанию сверху. Подоплека происходящего очевидна: в 2011 году истекает четвертый президентский срок нынешнего руководителя Башкортостана. И если даже не оправдаются слухи о возможном досрочном уходе на покой ветерана российской политики (76-летний Рахимов правит Башкирией 20 лет), в 2011 году неизбежно встанет вопрос о его преемнике. Утверждают, что сам он отводит эту роль премьер-министру Раилю Сарбаеву. Назначение Сарбаева позволит рахимовскому “клану” сохранить свое влияние и после ухода патриарха на покой. Однако у нас есть основания полагать, что этот вариант устраивает в Москве далеко не всех.

В наши руки попали документы, свидетельствующие, что Москва не только задумывается о возможности досрочного отстранения Рахимова, но и просчитывает вероятные негативные последствия этого шага. Авторы секретного доклада, подготовленного на Старой площади, утверждают, что действующая в республике элита готовится к решительной схватке ради сохранения своего положения. Организаторами “протестного движения”, по мнению авторов доклада, являются сам премьер Сарбаев и сотрудники его аппарата.

Непосредственными кураторами исламистских и националистических структур являются заместители аппарата правительства РБ Ильшат Султанов (занимается вопросами идеологии и обоснования мероприятий националистического характера) и Урал Гибадатов (отвечает за административно-правовую поддержку, в том числе за продвижение сторонников национал-сепаратизма в органы государственного управления и образования).

“Имеются данные, подтверждающие факт прямого руководства и финансирования всех националистических и исламистских общественных структур, в том числе вынашивающих сепаратистские и иные антиконституционные намерения, структурами Правительства РБ”, — говорится в документе. Республиканские власти стремятся подготовить таким образом инструмент давления и шантажа Центра возможностью резкой дестабилизации обстановки в Поволжском регионе в случае решения о замене Рахимова кандидатурой, не устраивающей башкирскую “элиту”. Среди подконтрольных структур называются Союз башкирской молодежи (СБМ), “Кук буре” (что в переводе с башкирского означает “Небесные волки”), “Нация ислама”, мусульманская организация “Фаляк”. Последняя объединяет последователей “чистого” ислама — салафитов, по сути — те же ваххабиты под другим названием. Салафиты пока в республике немногочисленны (до 300 человек). Однако заслуживает внимания факт, что один из лидеров СБМ, Фанзиль Ахметшин (он председательствовал на молодежном курултае, который проходил одновременно со взрослым), поддерживает с руководством “Фаляк” тесные контакты, предоставив полную свободу вести пропаганду среди членов СБМ.

Планы якобы таковы.

В случае принятия в Москве решения о замене руководства республики лидеры указанных организаций по команде из аппарата правительства собирают актив, который должен выступить в качестве “ударной силы” массовых беспорядков. Это 700—1000 человек, обученных “методам уличной борьбы”. Сотрудники аппарата правительства организуют прибытие в Уфу еще до 10 тысяч молодых людей из восточных и южных районов республики с преимущественно башкирским населением. “В целом планируется использовать отработанную в ходе т.н. “оранжевых революций” тактику решительного давления на власть в расчете на ее капитуляцию перед лицом угрозы общей дестабилизации региона”, — считают аналитики. Намечаются массовые акции протеста, в том числе блокирование деятельности правоохранительных органов.

Зеленые ленточки попали под раздачу

Напоминаю, что речь идет об аналитической записке, призванной проинформировать руководство РФ об истинном положении дел в Башкортостане. Проверить истинность изложенного в ней не представляется возможным. В документе указывается, что “общее руководство подготовкой к протестным акциям осуществляют лично председатель правительства Башкортостана — Сарбаев Раиль Салихович, 11.01.1962 г.р., и его ближайший соратник — руководитель аппарата правительства, министр Казакбаев Фатих Мухамедтянович, 13.08.1957 г.р. (непосредственно выделяет финансовые средства)”.

В качестве посредника между властными структурами и националистическими группировками в документе назван Артур Идельбаев — ныне зам. руководителя Управления по делам печати, создатель и фактический, хотя и теневой, лидер Союза башкирской молодежи. Напомним, что СБМ в начале 90-х выступал за выход Башкирии из состава России и прославился наиболее яркими акциями, такими, как срывание российских флагов с ряда госучреждений (утверждают, что в этом принимал участие сам Идельбаев).

Г-ну Идельбаеву (к слову, бывшему десантнику) обычно приписывают также честь создания военно-патриотических лагерей для башкирской молодежи. Сам Артур Идельбаев в интервью “МК” прокомментировал это так: “Я считаю, что организация, не имеющая внутренней железной дисциплины, неработоспособна. СБМ — жестко структурированная организация. Мы проводим военно-патриотические лагеря, но их основная цель — подготовка молодежи к армии. Оружия у нас нет, пользоваться им мы не учим. Просто спортивные упражнения, занятия по рукопашному бою и армейский распорядок, дисциплина”.

Однако авторы доклада полагают, что в военно-патриотических молодежных лагерях “ведется работа по формированию и обучению боевых звеньев националистических структур. В частности, осуществляются тренинги по проведению массовых акций в формате “цветных революций”. И уже якобы началась массовая раздача участникам молодежных движений зеленых ленточек в качестве символа башкирской революции.

Выводы доклада.

Развитие сепаратистского движения находится в начальной стадии, но уже через 1,5—2 года, при сохранении властных рычагов в руках действующего руководства, оно будет представлять реальную угрозу. Это надо понимать как рекомендацию: решать вопрос о власти в Башкирии нужно сейчас, завтра станет поздно.

На мой взгляд, творцы башкирской революции должны были бы выбрать для нее любой другой цвет, но только не зеленый: тотальная исламизация республике явно не грозит. Но даже если описанный сценарий весь, от начала и до конца, плод чьей-то фантазии, руководству РФ следовало бы отнестись к происходящему в Башкирии со всей серьезностью. Иначе пепел Сеянтуса, остывший 300 лет назад, может вдруг обернуться киргизским заревом.