\"Забывчивость\" Кремля
Недавние события в отношениях с Белоруссией: Дмитрий Медведев выдвинул ей ультиматум: в пятидневный срок оплатить «задолженность за газ», составляющую, по расчётам российской стороны, около 200 миллионов долларов. В противном случае, пригрозил он, «придётся принять строгие меры»: схватиться, в общем, за газовый вентиль и сократить союзной республике поставки жизненно важного топлива.
ШАГ ЭТОТ, старательно разъяснили Дмитрий Медведев и глава «Газпрома» Алексей Миллер во время беседы, переданной всеми российскими телеканалами и информ-агентствами, вынужденный и обоснованный. Есть контракт, в котором оговаривается постепенное повышение стоимости газа, поставляемого Белоруссии. Вот и повысили её в январе со 150 до 169,2, а со второго квартала — до 184,8 доллара за тысячу кубометров. Белоруссия же продолжает платить по старой цене — 150 долларов.
Всё верно. Вот только высокопоставленные собеседники забыли упомянуть главное. «Да, есть контракт, в котором оговаривается постепенное повышение стоимости «голубого топлива» для Беларуси, однако там же записано, что параллельно «Газпром» будет поднимать цены на внутреннем рынке, — напоминает газета «Советская Белоруссия». — Это принципиальный момент для Беларуси, поскольку наши предприятия в основном работают на российском рынке и должны конкурировать с российскими производителями».
На то, что конечная цена газа для Белоруссии привязана к росту и обязательствам подъёма её в России, обращают внимание все эксперты. Именно такой подход по принципу равнодоходности предусмотрен двусторонними договорами и соглашениями. Но все они нарушены. Российская сторона с начала года поднимает цены в одностороннем порядке — только для Белоруссии. И медведевский ультиматум — явно не по адресу.
Что же скрывается за попыткой нанести удар по белорусской экономике? Секрета здесь нет.
«Россия смешала для Белоруссии Таможенный союз с газом» — эти слова одного из аналитиков, пожалуй, лучше всего определяют подоплёку неблаговидной акции. Союзную республику решили наказать за «несговорчивость» в вопросах формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а по сути за то, что не поддалась давлению и не согласилась на явно дискриминационные для своей экономики условия, полностью противоречащие принципу единой таможенной территории.
Наказать за то, что республика не согласилась с позицией российского руководства, которое, подписавшись под договором о создании Таможенного союза, сделало шаг для его разрушения: не только оставило для Белоруссии таможенную пошлину на нефть, но и увеличило её, введя ещё и пошлину на нефтепродукты.
Законное требование создать полноценный Таможенный союз без изъятий и ограничений, а не двигаться в противоположном направлении Кремль отверг. После недавних встреч Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным не осталось уже никаких сомнений: российское руководство не собирается менять свою позицию. Пошлину на нефть и нефтепродукты оставили, а сам вопрос о ней был вынесен «за скобки» переговоров.
По прежней, отработанной в путинские времена схеме, когда, вопреки Союзному договору, Россия в одностороннем порядке подняла для Белоруссии цены на газ и нефть. Разрушив экономический фундамент Союзного государства, Путин вынес все главные вопросы его строительства «за скобки».
В этих «скобках», как видим, и застрял его преемник. Вместо того, чтобы вернуться, как предлагает Лукашенко, в правовое поле Союзного договора и строить полноценные Союзное государство и Таможенный союз, «законник» Медведев вместе со всей кремлёвско-«белодомовской» командой продолжает их разрушать.
То, что наносится невосполнимый удар по геополитическим интересам России, похоже, ни его, ни «национального лидера» не тревожит.
Комментарии
Причем у Газпрома по этому счету не возникало позиции есть долг или нет долга. \"Если есть то заплатим, если я сказал - то нет долга, а что я в контракте не видел? - главное то что я выше сказал, если сложно нас понять - то оплатим долг, которого вроде и нет(А.Г.Лукашенко)\".
Газпромовцы четко сказали что оплатят задолженность после оформления всех документов с Беларусской стороны.
Прибыток для Беларуси - 30 млн. Чем это хуже взаимозачета?
P.S. У вас не возникает вопроса: \"Зачем же Лукашенко хотел именно взаимозачет провернуть? Что он хотел покрыть этой схемой?\"
Уступил бы Газпром с взаимозачетом, ему бы до конца веков Пирожками по 150$ газ оплачивали.