Встретит ли европеец конкурента в лице азиата?

В сущ­ности, Третья ми­ровая уже идёт — ин­форма­ци­он­ной, тор­го­вой, про­паган­дист­ской сос­тавля­ющей. К борь­бе иде­оло­гий на этот раз до­бав­ля­ет­ся ра­совый ком­по­нент. Про­тивос­то­яние США и Китая на­до по­нимать ши­ре: как про­тивос­то­яние Азии и по­корён­ной ан­гло­сак­са­ми Евро­пы.

Деле­ние войн в прош­лом сто­летии на Пер­вую и Вто­рую ми­ровые, а так­же «хо­лод­ную», на мой взгляд, от­ра­жа­ет лишь ви­димые, го­рячие фа­зы од­но­го про­цес­са — борь­бы ан­гло­сак­сон­ско­го ми­ра за ми­ровое гос­подс­тво. Это бы­ла ти­тани­чес­кая борь­ба арис­токра­тичес­ко­го ры­цар­ско­го ду­ха Евро­пы и воз­рождён­ной им­пе­ратор­ской Япо­нии про­тив ан­глий­ско­го праг­ма­тиз­ма и его ло­гичес­ко­го за­вер­ше­ния — аме­рикан­ско­го ути­лита­риз­ма. И не­мец­кое, и япон­ское ру­ководс­тва гре­зили о воз­рожде­нии фе­одаль­ных ду­хов­ных тра­диций, вос­пе­вали жер­твен­ность и вер­ность дол­гу. В сво­их пос­тро­ени­ях бу­дуще­го, для то­го что­бы креп­ко сто­ять на но­гах, они опи­рались на тра­диции, ан­гло-аме­рикан­цы же схва­тились за бу­дущее, по­ложив в ос­но­ву сво­его раз­ви­тия ори­ен­та­цию на сов­ре­мен­ни­ков и се­год­няшний день. В этом фун­да­мен­таль­ное от­ли­чие гит­ле­ров­ско­го на­ци­онал-со­ци­ализ­ма и ста­лин­ско­го ком­му­низ­ма (ин­терна­ци­ональ­но­го в той же сте­пени, как Рос­сий­ская Импе­рия, и по су­ти ре­шав­ше­го те же внеш­не­поли­тичес­кие за­дачи) от за­пад­ных плу­ток­ра­тий. Это бы­ла схват­ка Мар­са и Мер­ку­рия, сле­пок с Пуни­чес­ких войн — арий­ско­го, на­ци­ональ­но ори­ен­ти­рован­но­го рес­публи­кан­ско­го Рима и тор­го­вого се­мит­ско­го Кар­фа­гена (а рус­ские пос­лу­жили на­ём­ни­ками не ху­же гал­лов и ну­мидий­цев). В той или иной фор­ме сра­жения про­дол­жа­лись всё ХХ сто­летие: на­чав­шись в 1914-м, за­кон­чи­лись в 1991-м пол­ной по­бедой ан­гло­гово­рящих. Высо­ким мо­раль­ным ду­хом объ­яс­ня­ют­ся пер­во­началь­ные ус­пе­хи стран оси, ко­торые в про­мыш­ленном и люд­ском по­тен­ци­але ус­ту­пали Антан­те в два-три ра­за. В 30-х эти стра­ны бук­валь­но ки­пели пас­си­онар­ностью. Их тра­гедия зак­лю­чалась в том, что и в СССР она бы­ла из­бы­точ­ной. В со­вокуп­ности с по­дав­ля­ющим пре­вос­ходс­твом в ре­сур­сах это и ре­шило ис­ход борь­бы. Уда­лён­ные от ос­новных те­ат­ров во­ен­ных дей­ствий кон­ти­нен­таль­ное и ос­тров­ное го­сударс­тва одер­жа­ли по­беду ма­лой кровью. Кровь их граж­дан — это кап­ля в ре­ках чу­жой! И всё для то­го, что­бы, сос­ре­дото­чив в ру­ках ми­ровую власть, на­саж­дать идею вуль­гар­но­го пот­ребле­ния? Не­уже­ли это ве­нец ис­то­рии? Не­уже­ли ра­ди не­го при­несе­ны мил­ли­он­ные жер­твы?

Пос­ле го­рячей фа­зы, окон­чившей­ся в 1945-м, Рос­сию до­били по инер­ции в «хо­лод­ной» вой­не. Нес­мотря на во­оду­шев­ле­ние глав­но­го вер­ши­теля по­беды, спус­тя два по­коле­ния то­таль­ное пре­вос­ходс­тво в ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ких ре­сур­сах сыг­ра­ло свою роль. Шес­тая часть све­та — это все­го лишь шес­тая его часть. Вызы­ва­ет удив­ле­ние не то, что СССР рух­нул, а что про­дер­жался так дол­го. И рас­прав­ля­ют­ся с на­ми по на­катан­ной схе­ме. Поли­тика де­сове­тиза­ции — это каль­ка прог­раммы де­наци­фика­ции, про­води­мой аме­рикан­ца­ми в Гер­ма­нии. (Ещё при Аде­на­уэре зак­ры­тые оп­ро­сы по­казы­вали, что нем­цы счи­та­ют Гит­ле­ра ве­личай­шим по­лити­ком — и это пос­ле сок­ру­шитель­но­го раз­гро­ма!) Цель про­паган­дист­ско­го очер­не­ния — выт­ра­вить из на­род­ной па­мяти оче­вид­ные дос­ти­жения то­го пе­ри­ода, рас­ста­вив ак­центы на не­гатив­ных сто­ронах, за­туше­вать, за­мазать то, что яв­ля­ет­ся пред­ме­том гор­дости (а зна­чит, мо­жет спло­тить на­селе­ние в на­цию). Перес­мотр ка­баль­но­го Вер­саль­ско­го до­гово­ра (вып­ла­ты кон­три­буции по ко­торо­му нем­цы дол­жны бы­ли за­кон­чить лишь к 1980 го­ду, его тре­бова­ния, впро­чем, сме­нили вып­ла­ты за хо­локост), объ­еди­нение не­мец­ких зе­мель, от­данных Чехии и Поль­ше, ре­ор­га­низа­ция раз­ва­лен­ной «де­мили­тари­зован­ной» эко­номи­ки. Соз­да­ние ядер­но­го ору­жия, за­пуск в кос­мос Гага­рина, во­оду­шев­ле­ние пер­вых пя­тиле­ток, по­беды в Олим­пи­адах, ста­тус свер­хдер­жа­вы. О тра­гедии вы­селен­ных че­чено-ин­гу­шей и крым­ских та­тар не да­ют за­быть, мас­со­вое пе­ресе­ление су­дет­ских нем­цев по­да­ёт­ся как акт ми­лосер­дия для че­хов и вы­пол­не­ние меж­ду­народ­ных сог­ла­шений. И оно бы­ло про­из­ве­дено уже в мир­ное вре­мя, а че­чено-ин­гу­ши и крым­цы, го­товые к сот­рудни­чес­тву с гит­ле­ров­ца­ми, мо­гут быть при­рав­не­ны к зак­лю­чен­ным в ла­геря япон­цам пос­ле Пёрл-Хар­бо­ра.

Вза­мен ге­ро­ике ком­му­нис­ти­чес­ко­го стро­итель­ства, под­ви­гу во имя Фатер­лянда и вер­но­му слу­жению зем­ле бо­гов, как на­зыва­ют Япо­нию, пред­ла­га­ет­ся Пот­ребле­ние, мо­раль мел­ких ла­воч­ни­ков с воз­вра­том сред­не­веко­вого ре­лиги­оз­но­го ре­лик­та и за­силье ду­хов­ных пиг­ме­ев. Под веч­ную песнь де­мок­ра­тии соз­да­ют­ся ус­ло­вия, при ко­торых эли­той счи­та­ют­ся не ода­рён­ные пас­си­она­рии, а се­рые пос­редс­твен­ности, де­монс­три­ру­ющие свою по­веден­ческую мо­дель в ка­чес­тве при­мера для под­ра­жания. Тако­вы ито­ги ре­волю­ции пле­бе­ев. Но без пос­та­нов­ки гран­ди­оз­ных за­дач, без осоз­на­ния собс­твен­ной ис­клю­читель­нос­ти, от­ли­чия от дру­гих на­ций на­род прев­ра­ща­ет­ся в амор­фную, ра­зоб­щённую мас­су. В пси­холо­гичес­ком пла­не при этом аб­со­лют­но без­различ­но, ка­кие кор­ни име­ет чувс­тво пре­вос­ходс­тва — не­мец­кая ра­совая те­ория, рус­ская ком­му­нис­ти­чес­кая идея, аме­рикан­ская меч­та, ев­рей­ское ре­лиги­оз­ное мес­си­анс­тво или япон­ская при­вер­женность тра­дици­ям.

Вез­де ин­ди­вид дол­жен ощу­щать свою при­над­лежность к из­бран­ным. Это и есть под­линный пат­ри­отизм. Всё дру­гое — фик­ция. Мож­но ли без­мерно лю­бить бе­рёз­ки, жу­рав­лей и се­рое гряз­ное не­бо? Мож­но ли лю­бить сла­бое, во­рова­тое оте­чес­тво? Мож­но ли гор­дить­ся го­сударс­твом, ко­торо­му нет де­ла до граж­дан? Стра­ной, прош­лое ко­торой рас­пи­на­ют, а бу­дущее ко­торой ту­ман­но? И бри­танец уве­рен в собс­твен­ной ис­клю­читель­нос­ти по фак­ту рож­де­ния. И для рас­пе­ва­юще­го гимн аме­рикан­ца Аме­рика пре­выше все­го, он всег­да с ней, пра­ва она или нет. Толь­ко борь­ба за ми­ровую власть вы­деля­ет ис­то­ричес­кие на­роды сре­ди ос­таль­ных. А си­лы они чер­па­ют в гроз­ной са­мо­иден­ти­фика­ции, ощу­щая се­бя еди­ным ор­га­низ­мом, уси­лен­но раз­мы­ва­емым про­паган­дой гло­бали­зации.

Сегод­ня власть бе­зого­вороч­но при­над­ле­жит ан­гло­сак­сам. Но по­ляри­зация свой­ствен­на ми­ру. И на сце­ну вы­ходит ещё один иг­рок — Китай. Стра­на с ты­сяче­лет­ней куль­ту­рой, мо­дер­ни­зиро­ван­ная, спло­чён­ная Ком­му­нис­ти­чес­кой пар­ти­ей. Её ги­гант­ские тем­пы рос­та обус­ловле­ны те­ми же при­чина­ми, что и СССР 20-30-х. Так же быс­тро, как и при гер­ман­ском че­тырёх­летнем пла­не, осу­щест­вля­ют­ся ин­дус­три­али­зация, тех­ни­чес­кое ос­на­щение ар­мии и фло­та. Как Гер­ма­ния и Япо­ния, Китай опи­ра­ет­ся на на­ци­ональ­ные тра­диции и спо­собен бро­сить вы­зов «Импе­рии Доб­ра». Китай, оче­вид­но, учёл не­гатив­ный опыт Совет­ско­го Со­юза, клю­нув­ше­го на «дем­ценнос­ти», вмес­то Тянь­ань­мэ­ня, до­пус­тивше­го по­раже­ние ГКЧП, и стал не­чувс­тви­телен к про­паган­де «Сво­бод­но­го ми­ра». Третью ми­ровую в её го­рячей фа­зе сдер­жи­ва­ет лишь на­личие ядер­но­го ору­жия. Но га­зы и хи­мичес­кое ору­жие не ос­та­нови­ли бой­ню Вто­рой ми­ровой, и атом­ные сна­ряды так­же мо­гут про­лежать на скла­дах. Или Шта­ты всё же выс­тро­ят щит ПРО, став не­уяз­ви­мыми, тут же ра­зыг­ра­ют ядер­ный ко­зырь. А кто их ос­та­новит? Ста­ла же пос­лушной ма­ри­онет­кой ООН, как рань­ше Лига Наций, бом­би­ли же на гла­зах у ци­вили­зован­но­го прос­ве­щён­но­го со­об­щес­тва Ирак и Югос­ла­вию. В сущ­ности, Третья ми­ровая уже идёт — ин­форма­ци­он­ной, тор­го­вой, про­паган­дист­ской сос­тавля­ющей. К борь­бе иде­оло­гий на этот раз до­бав­ля­ет­ся ра­совый ком­по­нент. Про­тивос­то­яние США и Китая на­до по­нимать ши­ре: как про­тивос­то­яние Азии и по­корён­ной ан­гло­сак­са­ми Евро­пы. Вой­на — отец все­му, го­ворил Герак­лит. И этим гло­баль­ным про­тиво­борс­твом бу­дет оп­ре­делять­ся даль­ней­шее раз­ви­тие в ХХI ве­ке. Имен­но оно сти­мули­ру­ет прог­ресс, поз­во­лит вый­ти из сос­то­яния ду­хов­но­го зас­тоя, в ко­тором пре­быва­ет че­лове­чес­тво. Жёл­тые бе­рут ре­ванш у бе­лых за двух­сотлет­нюю эк­спан­сию, раз­гром­ленный Пекин и опи­ум­ные вой­ны. Азия, ты­сяче­летия пер­венс­тву­ющая на пла­нете, воз­можно, опять зай­мёт ли­диру­ющее по­ложе­ние. При этом обе сто­роны бу­дут пе­ретя­гивать на се­бя ис­лам­ские стра­ны. Мож­но толь­ко пред­по­лагать, как по­ведёт се­бя Япо­ния, всё боль­ше ухо­дящая из сфе­ры вли­яния США и вов­ле­чён­ная в ор­би­ту ги­гант­ско­го ки­тай­ско­го рын­ка. Или Гер­ма­ния, в ко­торой мо­гут вос­крес­нуть по­дав­ленные ре­ван­шист­ские нас­тро­ения. Они мо­гут ра­зыг­рать свою кар­ту, пот­ре­бовав пе­рес­мотра гра­ниц, на­чер­танных в Пот­сда­ме. Побе­дит ли у них го­лос кро­ви? (Бри­тания и Рос­сия, ос­лаблен­ные со­быти­ями прош­ло­го сто­летия, спи­саны со сче­тов в раз­ряд вто­рос­те­пен­ных иг­ро­ков.) И на чью сто­рону вста­нет быв­шая бри­тан­ская ко­лония Индия?

В Аме­рике соз­да­ны все ус­ло­вия, что­бы че­ловек мог не от­вле­кать­ся от ра­боты. Про­тес­тант­ская мо­раль в кон­це кон­цов соз­да­ла об­щес­тво тру­дого­ликов. Но се­год­ня ог­ромная часть аме­рикан­цев сос­ре­дото­чена в сфе­ре ус­луг. Обу­ва­ет, оде­ва­ет и кор­мит весь мир Китай. Аме­рикан­цы оболь­ща­ют­ся, что удер­жат ли­диру­ющие по­зиции за счёт дол­ла­рово­го стан­ка и вы­соких тех­но­логий. Но по­тер­пит ли та­кое по­ложе­ние Юго-Вос­точная Азия, где из-за бегс­тва ка­пита­лов и де­шёвой раб­си­лы на­кап­ли­ва­ет­ся ос­новное про­из­водс­тво? Не про­изой­дёт ли «ми­ровая ре­волю­ция», ког­да ни­зы тру­довых на­родов свер­гнут вер­хи па­рази­тичес­ких, пот­ребля­ющих ль­ви­ную до­лю пла­нетар­ных ре­сур­сов? Ведь им дос­та­точ­но зам­кнуть­ся внут­ри се­бя, сде­лав став­ку на собс­твен­ные си­лы. При­вык­ший к ра­боте в бе­лых пер­чатках, от­ка­зыва­ющий­ся от тя­жёлой про­мыш­леннос­ти, ко­торая пе­рек­ла­дыва­ет­ся на на­роды вто­рого сор­та, Запад бу­дет пос­тавлен пе­ред вы­бором: ли­бо сно­ва, как в ХIХ ве­ке, за­сучить ру­кава, ли­бо уме­реть с го­лоду. Най­дёт ли он, си­баритс­тву­ющий уже вто­рое по­коле­ние, в се­бе си­лы? Сос­то­ятель­на ли те­ория «зо­лото­го мил­ли­ар­да»? Ещё Мереж­ков­ский на за­ре ХХ сто­летия пре­дуп­реждал об опас­ности, под­жи­да­ющей за­пад­ную ци­вили­зацию, встав­шую на путь эко­номи­чес­кой ро­боти­зации и по­дав­ле­ния лич­нос­тно­го на­чала. В ли­це ази­ата, пи­сал он, ев­ро­пе­ец встре­тит кон­ку­рен­та, ко­торо­му с не­из­бежностью про­иг­ра­ет за­те­ян­ную гон­ку, по­тому что жёл­тые са­мой при­родой в боль­шей сте­пени пред­распо­ложе­ны к же­лез­ной дис­ципли­не и мас­со­вой ор­га­низо­ван­ности.