Российские крестьяне не хотят страховать будущий урожай
Аграрный сектор России охвачен страховыми услугами всего на 20 процентов. Фермеры не доверяют страховщикам, а те в ответ сетуют на экономическую неграмотность клиентов, пишет ИА «Казах-Зерно».
Воронежская область вошла в тройку регионов с самыми значительными потерями посевов. Погибло почти 40 процентов (в южных районах - до ста), а уцелевшие растения сохнут на корню. Средний показатель по России тоже необычно высокий - 14 процентов.
- Мы обратились в минсельхоз: вдруг, как раньше, оттуда можно получить возмещение. Но нас спросили: сколько гектаров в регионе застраховано? - рассказал первый замруководителя департамента аграрной политики региона Александр Квасов. - А это - лишь десятая часть озимых посевов и три процента яровых. Между тем лето ожидается засушливое. И раз прямых вливаний ждать не приходится, надо решать проблему с помощью страхования.
Именно к этому аграриев подталкивает государство, компенсируя половину страховой премии. Об этом напоминает начальник отдела ФГУ \"Федеральное агентство по господдержке страхования в сфере АПК\" Николай Маринин. По его словам, в 2009 году выделено 2,5 миллиарда рублей, в этом заложено два. В 2010 году в целом по стране должно быть застраховано 30 процентов посевных площадей, в 2012-м - 40. Но Воронежская область, как и весь Центральный округ, отстает. С 2007 года доля застрахованных посевных площадей выросла не более чем на четыре процента.
В связи с кризисом поддержку по этому направлению регионам урезали. Но не всем. В частности, для Воронежской области она увеличилась почти вдвое - с 103 миллионов в прошлом году до 190 в текущем. Однако популярности агрострахованию это пока не прибавило. В 2009 году количество хозяйств, страховавших посевы, сократилось повсеместно: защита от рисков приносит убытки даже тем, кто пользуется господдержкой.
Вот что говорит по этому поводу руководитель хозяйства в Панинском районе Александр Савушкин:
- Условия господдержки агрострахования таковы, что при тарифе в 8-12 процентов я плачу три-шесть процентов и при этом собираю кучу бумаг, принимаю ревизоров. А по договору без господдержки - те же три процента без какой-либо волокиты. И все равно страховаться невыгодно. Нам предлагают франшизу (часть страховой премии, почти всегда остающаяся у страховщика. - Прим. \"РГ\") в размере от 15 до 20 процентов. Это прибыль компании, сравнимая со ставками по кредитам в коммерческих банках. Страхуя свои поля, я отдаю более четырех миллионов рублей в год - это несоизмеримо с выплатами, которые можно получить при наступлении страхового случая. К тому же провалы по урожаям у меня бывают раз в пять лет…
Отметим, что Александр Савушкин почти полгода ждет компенсацию за неурожай картофеля - 8,5 миллиона рублей.
К сожалению, пока аграрии и страховщики говорят на разных языках.
Комментарии
Суть в том, что и там и там, надо отдать немалые проценты. Уж больно много развелось финансовых организаций, мечтающих поживиться за чужой счёт.