В Саратове пенсионерку из-за ошибки милиции объявили мертвой
На модерации
Отложенный
Жительница Саратова Татьяна Петровна Крюкова пытается доказать чиновникам и милиционерам, что жива. По официальным документам гражданка скончалась 20 декабря прошлого года и похоронена как «невостребованный труп». После «смерти», подтвержденной справками из отдела регистрации актов гражданского состояния, женщина лишилась прав, положенных живому человеку, - например, ей перестали платить пенсию. Сейчас Татьяна Петровна гадает, может ли она пользоваться медицинским полисом и паспортом?
Жизнь после «смерти»
Татьяна Петровна — детский врач, заведует психоневрологическим отделением 7-й городской детской больницы, работает с отказными малышами. 4 мая ее попросили подойти в отдел кадров, «мялись, не знали, как и сказать»: муниципальное спецпредприятие МУСПП «Ритуал» уведомило клинику о похоронах Крюковой, проведенных в апреле нынешнего года. Представители МУСПП просили сообщить стаж работы женщины «для подготовки документов на возмещение стоимости услуг». В тот же день похоронщики перезвонили в ординаторскую отделения и лично убеждали «покойную» прислать по факсу копию паспорта. Как заверили Татьяну Петровну, у нее имеется могила, обустроенная согласно «гарантированному перечню услуг по погребению».
Больница ответила «Ритуалу», что Крюкова работает с 1986 года и, к счастью, по настоящее время. Татьяна Петровна посчитала произошедшее досадным недоразумением и стала готовиться к отпуску - на отдых было решено потратить пенсию, скопившуюся за год на сберегательной книжке. Однако в Сбербанке Крюковой заявили, что перечислили деньги обратно в Пенсионный фонд, так как вкладчица скончалась еще в прошлом году.
Татьяна Петровна с дочкой отправилась в Пенсионный фонд. В районном отделении ПФ женщине, по ее словам, нахамили так, что довели до слез. Деньги все-таки пообещали вернуть, но присутствия живой пенсионерки оказалось недостаточно. Крюковой велели написать некую расписку о том, что она проинформирована о факте собственного отбытия в лучший мир и обязуется «предоставить информацию об аннулировании записи в органах внутренних дел и загс». Примечательно, что государство легко вычеркнуло гражданку из списка получателей социальных благ, но при этом в течение полугода продолжало брать с «покойной» пенсионные, страховые взносы, налоги и прочие платежи.
«Как я приду в загс и произнесу: дайте свидетельство о моей смерти?! Да мне психушку вызовут», - переживала Татьяна Петровна. За документом поехала дочь Наталья. Ей тоже не поздоровилось: работники учреждения не упустили случая высказать свое мнение о девушке, которая узнала о смерти матери спустя полгода.
В «Ритуале» Крюковых встретила милая дама-юрист. Показала списки умерших, не имеющих семьи. Напротив некоторых фамилий стояла пометка о том, что родственники отказались оплачивать похороны. Графа у фамилии Крюковой оказалась незаполненной. В справке о смерти было указано, что женщина скончалась от туберкулеза. «Быть умершей при жизни — это, мягко говоря, обидно, а уж от туберкулеза — вообще смешно! Ведь я работаю с детьми и каждый год прохожу флюорографию!» - говорит Татьяна Петровна.
Татьяне Петровне объяснили, что «личность умершей» была установлена милицией. Вскоре домой к Крюковым действительно пришли два молодых человека, представились сотрудниками городского и районного УВД. Рассказали, что 20 декабря прошлого года на улице Огородной (это на другом конце города) был найден труп женщины-бомжа. Со слов ее спутника (то ли сожителя, то ли сына) покойную оформили как Татьяну Петровну Крюкову, 1954 года рождения. Фамилия и год рождения совпадают — что еще надо? Милиционеры не извинились, только сказали: «Вы, врачи, ведь тоже ошибаетесь», - и предложили решать вопрос в мировом суде.
84-летний отец Татьяны Петровны когда-то возглавлял уголовный розыск в Воронеже. Наверное, он мог бы объяснить дочери, что для сегодняшнего угро опознание «некриминального» трупа бомжа — дело не первостепенной важности, оперативники не тратят времени на тщательную проверку.
Впрочем, Татьяна Петровна не решилась рассказать пожилому папе о случившемся. Сейчас Крюковы ездят в гости в Воронеж на машине: женщина не знает, может ли «умершая» пользоваться своим паспортом, чтобы купить билет на поезд? О поездке в отпуск уже и речи не идет.
Татьяна Петровна побывала на «своей» могиле. Долго искала, невостребованных закапывают на краю кладбища, там же, где и медицинские отходы. Тело женщины, похороненной под именем Крюковой, пролежало в морге больше трех месяцев. Земляной холмик без оградки, вместо креста — крошечная табличка на проволочной ножке «Крюкова, 55 лет».
Татьяна Петровна больна сахарным диабетом. После досрочных «похорон» самочувствие заметно ухудшилось, но может ли она пользоваться медицинским полисом? Под угрозой оказалась давно запланированная операция на глазах: будет ли ФОМС ее оплачивать (по коммерческим расценкам лечение стоит около 8 тысяч рублей)? Позвонить в медстрах Татьяна Петровна пока не решилась: «Как-то стыдно говорить людям такое: меня вдруг взяли и захоронили, как будто это я бомж».
Ни в одной из инстанций Татьяне Петровне не объяснили, кто и когда восстановит ее в статусе живого человека. Женщина обратилась за помощью в местную газету. Реакция последовала немедленно: еще до выхода статьи к Крюковым вновь явились люди, представившиеся милиционерами, и убедительно попросили «не ломать им жизнь». Сейчас Татьяна Петровна написала заявление в областную прокуратуру.
Милиционер ошибся адресом
Как пояснили в пресс-службе областного ГУВД, причиной случившегося стал «человеческий фактор». Узнав, как предположительно звали умершую женщину-бомжа, милиционеры пробили фамилию по базе данных жителей Саратова. Оказалось, что в городе прописана только одна Крюкова подходящего возраста, зарегистрированная на улице Тархова. По сведениям пресс-службы, на проверку отправили молодого сотрудника. Оперативник перепутал адрес и вместо дома №3 зашел в дом №5, где Крюкова, разумеется, «фактически не проживала». Как отмечают милиционеры, не осталось сомнений в том, что это и есть умершая бродяга. Теперь, как сообщили в пресс-службе, незадачливый оперативник наказан в дисциплинарном порядке, а «воскресшей» гражданке, вероятнее всего, придется требовать признания записи о смерти недействительной через суд.
Как полагают в областной прокуратуре, дело в несовершенстве нормативных документов. У милиционеров существует ведомственная инструкция по установлению личности детей, психически больных людей, а также трупов неизвестных. При обнаружении тела нужно опросить очевидцев, соседей, изъять вещи и документы, важные для опознания. Если выяснить фамилию умершего не удается, милиция заводит специальное «дело по установлению личности» и составляет опознавательную карту с фотографией и указанием особых примет. Сведения передаются в бюро регистрации несчастных случаев, где проходит сверка с базой данных граждан, пропавших без вести и объявленных в розыск.
«Если ничего не помогает, разрешено установить личность умершего по объяснениям лиц, предполагающих, кто это такой. Именно эта возможность при отсутствии достоверных сведений приводит к курьезным случаям», - полагает старший прокурор отдела областной прокуратуры Александр Хрусталев. Чаще всего в подобную ситуацию попадают люди без определенного места жительства, не имеющие документов и родных: после смерти их фамилию записывают со слов собратьев по несчастью. Впрочем, как отмечают в прокуратуре, и вполне благополучные граждане редко носят при себе паспорт.
По словам Александра Хрусталева, по жалобе Татьяны Крюковой проведут проверку, которая «наверняка закончится в пользу заявительницы». Прокуратура вынесет протест на милицейское решение и выдаст женщине соответствующий документ, с которым она и отправится в загс доказывать свое право на жизнь. Сколько времени может занять эта процедура, в надзорном ведомстве сказать затруднились.
Комментарии
А "наверняка закончится в пользу заявительницы" - пугает своей формулировкой. Значит еще есть сомнения?
Наметился прогресс: гуманно, ну чего вы взъелись, в самом деле.
Хотя... хм-м-м... а кого же тогда похоронили?
У нас к Вам есть деловое предложение.
Если у Вас сохранился паспорт, скорее приезжайте к нам в Барнаул. Мы откроем на вас фирму, будем косить бабло, а налоги платить не станем, потому что вы умерли.
С уважением
анонимные инвесторы
А еще Вы можете взять кредит, и не отдавать никогда, или выступать повсюду поручителем. А если Вас побеспокоят, скажите, что вы умерли, причем давно, и отправьте интересующихся к Вашим милиционерам. И вообще валите все на них. Будет интересно посмотреть, как они запоют.