Президент Чехии призвал к революции в Европе

Президент Чехии Вацлав Клаус считает, что масштабный проект под названием «еврозона» провалился. Впрочем, один из самых ярых евроскептиков убежден, что это образование не развалится: доминирующие в еврозоне страны этого не допустят, поскольку вложили в этот проект огромное количество денег и политических амбиций.

Нынешнего президента Чехии Вацлава Клауса, похоже, вполне устраивает реноме «евроскептика». Клаус не устает критиковать положение дел в Европейском союзе и не скрывает, что Чехия готова устроить «бархатную» революцию против брюссельской «еврократии».

Принуждение к Европе

«После крушения коммунизма в 1989 году Чешская республика мечтала о скорейшем превращении в обычную европейскую страну»,— вспоминает Клаус в статье, опубликованной сегодня, 2 июня, в американской газете The Wall Street Journal. Единственным способом достичь этой цели была интеграция в единое европейское пространство. «У нас не было выбора. Мы хотели быть свободными, стремились сохранить суверенитет страны»,— пишет чешский президент.

«Моя позиция была проста: при всех сомнениях вступление в Евросоюз было необходимостью, но в то же время мы должны были всеми силами противиться введению евро»,— пишет в своей статье Клаус, добивавшийся сохранения максимального суверенитета страны.

Общество праздности с низкой мотивацией работать

Нынешние проблемы в еврозоне заставили Клауса более глобально посмотреть на существующие проблемы. «Несмотря на то что я один из давних противников евро, текущие проблемы еврозоны не заставляют меня ликовать. Причина в том, что их последствия станут серьезным ударом для всех в Европе— как членов Еврозоны, так и для тех, кто не вошел в ее состав»,— признает Клаус.

Чешский президент отмечает, что даже недавние пропагандисты евро сегодня стали говорить об угрозе развала всего проекта. «Но, возможно, наступил момент, когда необходимо выработать более структурный подход»,— пишет Вацлав Клаус.

«Проект еврозоны был ошибочно и безответственно представлен как способ выровнять дисбаланс европейских экономик путем отказа от национальных валют. Раздавались обещания, что единая валюта поможет нарастить темпы экономического роста, снизить уровень инфляции»,— напоминает чех.

Этого не произошло. После появления еврозоны экономический рост ее членов замедлился по сравнению с предыдущими десятилетиями.

Более того, увеличился разрыв между темпами роста стран еврозоны и другими крупнейшими экономиками, такими как США и Китай, а также странами Юго-Восточной Азии и даже Восточной Европы.

«Европейская „социально-рыночная экономика“ является непродуктивным вариантом патерналистского государства, общества „праздности“ с высокими налогами и низкой мотивацией работать. Появление евро не смогло переломить этот тренд»,— констатирует политик.

Инфляция также не выровнялась. В Греции, Испании, Португалии и Ирландии она осталась на высоком уровне. Причем это стало следствием не мирового финансового кризиса, который только усугубил существующие проблемы, но не стал их причиной.

«За истекшие 10 лет существования еврозоны не было принято никаких действенных мер по гармонизации экономик, входящих в ее состав»,— поясняет Клаус. По его убеждению, учреждение еврозоны (чешский президент настаивает именно на этом термине)— это прежде всего политическое, а не экономическое решение.

Развал невозможен, нужна революция

По оценкам Клауса, развал еврозоны маловероятен. «Очень много политического капитала было инвестировано в создание подобного образования, и это „сцементировало“ договоренности,— объясняет президент Чехии.— Единая валюта никуда не исчезнет, но за это придется заплатить дорогую цену. Главным последствием станет низкий экономический рост. А конечном итоге потери понесут даже страны, которые не являются членами еврозоны».

Он не сомневается, что европейцы никогда не узнают, во сколько им обойдется спасение евро на самом деле. История с Грецией стала наглядным примером, что демократией в Европе и не пахнет, предупреждает Клаус. Ведь ключевые решения за закрытыми дверями принимает тандем Германия – Франция «в интересах всей остальной Европы». Чешский президент опасается, что подобная практика продолжится, так как политики взяли курс на централизацию.

«В моей стране произошла „бархатная революция“, которая радикально изменила политическую, экономическую и социальную структуру общества»,— вспоминает чешский президент. \"15 лет назад я любил пошутить, что после вступления в ЕС мы могли бы устроить и там \"бархатную\" революцию. К сожалению, это уже не шутка\", – заявил Вацлав Клаус.