Суд присяжных в современной России: объективность или фикция?

Почему власти испугались открытого процесса над бывшим сенатором от Башкирии Игорем Изместьевым?

В конце мая 2010 года судебные власти в очередной раз поставили под сомнение эффективность молодого в России института присяжных заседателей, призванного сделать суд справедливым и прозрачным для общества. Судья Мосгорсуда Елена Гученкова, ссылаясь на пресловутую ст. 205 УК (Теракт), объявила , что суд над бывшим сенатором Игорем Изместьевым состоится в закрытом режиме, без присяжных, посетителей и прессы, с участием “тройки” федеральных судей. Решение было принято за две недели до окончания процесса и под весьма сомнительным предлогом – не было кворума: один из присяжных заседателей в последний момент взяла самоотвод по «семейным обстоятельствам», причем впоследствии она согласилась на участие в процессе.



Таким образом, судебные власти осознанно нанесли очередной серьезный удар по репутации института присяжных в России. До этого со скандалами дважды отменялся оправдательный вердикт присяжных в деле по покушению на Анатолия Чубайса.

Если подобный диктат судьи позволяют себе на громких процессах, что говорить о процессах с участием обычных людей? Сегодня многих граждан современной России волнуют вопросы: для чего затевалась дорогостоящая реформа судебной системы? Почему судьи разгоняют присяжных, если их мнения не совпадают с мнением обвинения?