ЕГЭ не прошел тест на коррупционность

Милицейская статистика и данные, собранные правозащитниками, развеяли главный миф, на котором держался авторитет ЕГЭ – о его якобы низкой коррупционности. Как выяснилось, уровень коррупции в системе образования России после введения экзаменационных тестов увеличился вдвое.

Этот редкий случай, когда цифры и факты из отчетов правоохранительных органов и исследований правозащитников почти полностью совпали, произошел на днях в Департаменте экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. В ходе круглого стола, на которым обсуждались проблемы образовательной системы страны, свой обзор представило Общероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ).

По данным правозащитников, коррупция в системе современного российского образования уже давно приблизилась к критической отметке. В качестве примера приводилась ситуация с введением в 2009 году на всей территории страны Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с помощью которого Минобрнауки рассчитывало серьезно повлиять на уровень коррупции при поступлении в вузы. Однако практика работы общественных организаций показала безосновательность таких надежд. Вокруг ЕГЭ создаются новые коррупционные механизмы: учителя помогают детям на экзамене, чиновники заранее сообщают задания, сертификаты ЕГЭ подделывают и т.д. Кроме того, объективность механизма ЕГЭ подвергается большому сомнению из-за наличия непрозрачного списка льготников, который включает в себя 153 категории, которым предоставляются различные преференции при поступлении в вузы.

В свою очередь, эти факты подтвердил начальник третьего отдела оперативно-розыскного бюро (ОРБ-3 по борьбе с коррупцией) Департамента экономической безопасности МВД России Александр Бланков. Сыщик сделал печальный вывод: в связи с изменением механизма поступления в вузы изменились и преступные схемы – коррупция просто переместилась из приемных комиссий вузов в школы. Это следует из анализа результатов проведения специальных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции в сфере образования ДЭБ МВД России в 2009 году. Так, согласно официальным данным, по сравнению с результатами оперативно-профилактических мероприятий \"Образование–2008\", в 2009 году выявлено на 116 % больше должностных преступлений и на 91 % больше фактов получения и дачи взятки. Установленные размеры взяток – от 22 тысяч до 1,4 миллиона рублей.

В настоящее время МВД проводит очередную оперативно-профилактическую операцию \"Образование-2010\", которая завершится в сентябре. Но уже сегодня в Департаменте экономической безопасности прогнозируют рост коррупции в связи с проведением единого госэкзамена. А, значит, возрастет и ежегодный оборот коррупционных денежных средств, который, по милицейским данным, только на этапе поступления в высшие учебные заведения составляет от 520 миллионов до 1,5 миллиарда долларов.

Известно, что ЕГЭ с огромными трудностями внедрялся в отечественную систему образования. Споры ученых, педагогов и просто неравнодушных людей по этому поводу не стихают. Надо полагать, теперь противники ЕГЭ получили еще один весомый аргумент в пользу отмены тестовой экзаменационной системы.

Известно, что до сих пор единый госэкзамен поддерживался в самых верхних эшелонах российской власти. Однако, после года испытаний, эта поддержка уже не столь однозначна, как прежде. Недавно президент России Дмитрий Медведев на встрече со студентами Киевского государственного университета заявил, что считает систему единого госэкзамена не идеальной, но вполне работоспособной. \"Система ЕГЭ неплоха. Она не идеальна, но такая система тестов работает\", – отметил глава российского государства. При этом Медведев признал, что ЕГЭ больше подходит для точных наук, чем для гуманитарных, например, литературы или иностранных языков.

\"Поэтому здесь есть о чем поговорить, но в целом это мировая система, и мы по ней будем двигаться\", – сказал президент. Возможно, его мнение о ЕГЭ еще больше изменится после изучения аналитики, представленной Департаментом экономической безопасности МВД и правозащитными организациями. Как пообещал во время круглого стола заместитель начальника ДЭБ генерал-майор милиции Александр Назаров, \"проводимая работа позволит подготовиться к серьезному разговору с руководством страны и мы готовы выйти с профессионально обоснованными предложениями в адрес первых лиц государства\".

Сторонники ЕГЭ утверждают, что у этой системы есть свои неоспоримые преимущества. Одно из них, кстати, отметил и Медведев: любой абитуриент, даже из самых отдаленных населенных пунктов, может подать заявление и поступить даже в самые известные университеты.

Однако при нынешней тенденции этот плюс снова может обратиться в минус: еще год-другой и коррупционные схемы окончательно адаптируются к новой экзаменационной системе. И тогда способным абитуриентам не будет никакого смысла отправлять по почте результаты ЕГЭ.

Кроме организационно-правовых аспектов, тестовая экзаменационная система содержит в себе и другие проблемы. О главной из них – \"стратегии проверки интеллекта методом тыка\" – высказался спикер Совета Федерации Сергей Миронов: \"Ученики, которых натаскивали на ответ, а не учили приобретать знания и навыки, будут старательно нажимать кнопки, стараясь не ошибиться в выборе \"псевдоответа на псевдовопрос\". Что станет результатом увлечения чиновников от образования такого рода \"ЕГЭизмом\"? Каких специалистов мы получим \"на выходе?\" Недоученных \"ЕГЭистов\"? Людей, не умеющих мыслить? А ведь этому поколению (кстати!) предстоит осуществлять модернизацию и внедрять новые технологии!\".

Пока выявлять \"собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов\" позволяют университетские олимпиады. Тоже система не идеальная, но все же менее подверженная коррупции в силу своей публичности. Однако и здесь современным ломоносовым скоро дадут от ворот поворот. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко недавно заявил, что считает ЕГЭ более объективным способом проверки знаний выпускников школ, нежели олимпиады, победители которых могут вне конкурса поступать в российские вузы. Такой вывод министр сделал после того, как лично изучил список студентов, не сдавших первую после поступления сессию. \"Количество людей, которые завалили первую сессию, среди победителей олимпиад оказалось больше, чем количество высокобалльников\", – подчеркнул глава Минобрнауки. По мнению Фурсенко, эти данные говорят о преимуществе ЕГЭ.

А, может, это говорит о необходимости модернизации системы образования, в которой умники и умницы по-прежнему проигрывают зубрилам и тем, чьи родители способны дать взятку за нужный балл?

Вот один весьма интересный отклик на высказывание главы Минобрнауки в блогах: \"Для того, чтобы сдать ЕГЭ нужно учить элементарные основы кого-либо предмета. Получается, что человек, не обладая исключительными интеллектуальными способностями может запросто поступить в лучшие ВУЗы страны. А это очень противно. Если бы кто из вас знал, как тяжело оставаться после уроков заниматься с учителем для подготовки к олимпиаде, решая такие задачи, которые многим никогда и не снились. Кто знает, какая на них конкуренция, как тяжело ехать в другой город и спать на вокзале или в холле, только чтобы поступить. Все знают прекрасно, что подделать результаты ЕГЭ можно, а олимпиад – нельзя. Тогда почему все-таки министр образования считает, что ЕГЭ-шники лучше?\".