Доктрина о двух концах

Новая международная политика России внушает большие надежды, но при этом таит в себе серьезные угрозы.

Проект новой внешнеполитической доктрины России, который попал недавно в российские средства массовой информации, несомненно, может стать хорошим и положительным сигналом для Запада и открыть новые пути для сотрудничества РФ с Европой и США. В то же время резкое изменение внешнеполитического курса таит в себе угрозу ослабления позиций Москвы на международной арене и дальнейшего укрепления господства Соединенных Штатов.

Информация о том, что российским министерством иностранным дел разработана новая внешнеполитическая доктрина, появилась в журнале \"Русский Newsweek\". По данным издания, проект \"Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации\" уже одобрен президентом РФ Дмитрием Медведевым. Так как опровержения данной информации из российских официальных источников не последовало, вполне вероятно, что это была санкционированная утечка.

В то же время рассматривать данный документ как что-то сенсационное не стоит, поскольку так или иначе целый ряд последних шагов России на международной арене по сути является подтверждением положений, обозначенных в доктрине. Так, первоочередная роль в документе отводится Европейскому союзу и Соединенным Штатам, с которыми в последнее время у России складываются все более прозрачные и прагматичные отношения. В частности, в доктрине отмечается, что в интересах России \"укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми державами на основе взаимопроникновения экономик и культур\".

То, что укрепление отношений с ЕС и США отвечает интересам России, не вызывает никаких сомнений, однако возникает вопрос о том, какими средствами эта цель может быть достигнута, и на какие уступки России придется пойти. Проблема взаимоотношений с США в данном контексте заслуживает особого внимания. С приходом к власти администрации Барака Обамы в отношениях с Соединенными Штатами, которые, казалось, были безнадежно испорчены предыдущей администрацией Буша-младшего, произошел коренной перелом. Обама выбрал поступательную линию изменения отношений с РФ. Сперва было объявлено о намерении перезагрузить двусторонние отношения, вслед за этим была нажата кнопка \"перезагрузки\", а позднее президенты двух стран объявили о планах по сокращению ядерных арсеналов и начали переговоры о новом Договоре по СНВ. Все это, несомненно, более чем позитивно сказалось на взаимодействии двух стран, выведя его на качественно новый уровень. Главным результатом данной политики стало подписание в апреле нынешнего года в Праге нового Договора по СНВ, который предусматривает, что через семь лет после его вступления в силу суммарное количество стратегических наступательных вооружений не будет превышать 1550 единиц боезарядов, 700 единиц развернутых носителей и 100 единиц неразвернутых носителей. Можно по-разному относиться к данному Договору. Одни наблюдатели усматривают в нем угрозу безопасности России, другие называет историческим прорывом. В любом случае очевидно, что, объявив о дальнейшем сокращении наступательных вооружений, Россия и США сдвинули отношения с мертвой точки, пускай и запоздало.

Между тем, после подписания СНВ-2 стало понятно, что двусторонняя повестка дня фактически себе исчерпала, поскольку она была ограничена исключительно данной темой. Сейчас проблема в принципе решена, несмотря на то, что Договор еще должен быть ратифицирован парламентариями двух стран. И здесь возникает главный вопрос: куда странам двигаться дальше в выстраивании двусторонних отношений?

Самым острым вопросом на сегодняшний день является, пожалуй, пресловутая поправка Джексона-Вэника, которая выглядит явным рудиментом времен холодной войны, и к тому же затрудняет России путь во Всемирную торговую организацию. В Вашингтоне недавно намекнули, что она скоро может быть отменена, однако, неизвестно, на какие ответные уступки готова будет пойти Россия. Не стоит ожидать, что США признают данную поправку рудиментарной и просто отменят ее, не испросив у России чего-то взамен. Это явно не вписывается в принципы американской политики. Администрация Обамы обязательно назовет свою цену и главная проблема здесь заключается вовсе не в том, чтобы не продешевить, а в том, чтобы отстоять, прежде всего, свои национальные интересы.

Также не стоит забывать, что неразрешенным остается вопрос относительно перспектив развертывания противоракетной обороны США в Европе. Россия и США регулярно заявляют о готовности к взаимодействию в данном вопросе, однако так или иначе его решение пока не перешло в практическую плоскость. Одновременно Вашингтон постоянно заявляет, что не намерен отказываться от своих планов в сфере ПРО, а 24 мая стало известно, что США уже разместили на территории Польши зенитно-ракетные комплексы \"Пэтриот\".

Между тем, то, как просто и внешне удачно Россия в последнее время решает проблемы на международной арене, вызывает ряд вопросов. Это касается и СНВ, и Украины, и Польши и других тем. С одной стороны, это может быть подтверждением того, что Россия ищет новые пути для сотрудничества с Европой и США, а с другой – вызывает определенную настороженность, уж больно быстро и стремительно все происходит. Говорить о том, что Россия в целях налаживания сотрудничества с Западом, и, прежде всего, с США, поступается своими стратегическими интересами, не приходится, однако, некоторые основания для беспокойства все же есть. В качестве примера можно привести заявление о том, что Россия и Норвегия договорились о делимитации границ в Баренцевом море, богатом нефтью и газом. Оно прозвучала из уст норвежского премьер-министра Йенса Столтенберга в ходе визита Медведева в Осло. Норвежский премьер сказал, что стороны договорились поделить спорный кусок, переговоры по которому шли более 40 лет, фактически на две равные части. Если договоренность будет закреплена документально, это будет означать, что Россия отказалась от своих претензий и от секторного принципа разделения спорной зоны, согласившись на норвежский вариант. Учитывая то, сколь сложно в последние годы продвигались переговоры по данной проблеме, ее разрешение в одночасье выглядит серьезной уступкой со стороны России.

Таким образом, просочившаяся в СМИ новая российская внешнеполитическая доктрина является палкой о двух концах. Укреплять сотрудничество с Западом, конечно, необходимо, вопрос в том, как это сделать, чтобы не растерять имеющееся влияние. Особенно в виду того, что Запад прекрасно понимает, насколько ослабли внешнеполитические позиции Москвы за последние годы.

Выступая 22 мая перед выпускниками элитной военной академии в Вест-Пойнте, Барак Обама озвучил некоторые пункты своей внешнеполитической и военной стратегии. Президент сказал, что США намерены сохранить за собой роль мирового лидера и планируют добиваться этой цели за счет конструктивного диалога с мировым сообществом. Какая роль в этом диалоге будет отведена России и насколько совпадают внешнеполитические интересы двух стран, станет понятно уже в самое ближайшее время.