Отношения России и Украины возвращаются во времена Кучмы

Двухдневный визит президента России на Украину – первый официальный за последние несколько лет, тем не менее оказался куда менее значимым, чем блиц-визит Медведева в Харьков, когда были подписаны действительно сенсационные договоренности.

Впрочем, после тех прорывных харьковских соглашений, в одночасье перевернувших геополитическую карту Украины и СНГ, и не менее сенсационно ратифицированных Верховной Радой, ждать новых известий подобного масштаба было бы странно.

Встреча президентов двух стран прошла вполне обыденно и предсказуемо. Символичным стал сам факт визита российского лидера в Киев после стольких лет избегания украинской столицы. Можно сказать, что он являлся спокойным подведением итогов бурных 2,5 месяцев после прихода Виктора Януковича к власти.

За этот короткий срок новая команда в Киеве добилась потрясающих успехов, как во внутренней, так и во внешней политике, полностью переформатировав политическое пространство страны, изменив имидж Украины, особенно внутри СНГ. Все былые разногласия с Россией остались в прошлом, поскольку изменились базовые установки тех, кто определяет государственный курс в Киеве. Естественно, объективные разногласия, связанные не с идеологией, а с экономикой и географией, никуда не исчезли – что и показали прошедшие переговоры.

Виктор Янукович – политик максимально деидеологизированный. Не стоит видеть в нем некоего пророссийского лидера, или даже сильно \"антиоранжевого\". Для него на первом месте собственные интересы, интересы его команды. \"Оранжевые\" не нравились ему постольку, поскольку усложняли жизнь. Как бывший советский хозяйственник-управленец, он привык подходить ко всему не с точки зрения политики и идеологических воззрений, а с точки зрения личных карьерных интересов, когда у человека есть лишь некая ближняя цель – в виде зарплаты или следующей ступеньки в социальном положении. Такая же парадигма господствовала на Украине и во времена Леонида Кучмы, когда Януковичу пришлось уйти из бизнеса во власть, и, таким образом, в политику. И там, и там он преуспевал. \"Оранжевые\" же пытались задать другую парадигму – для него непривычную и неуютную, в которой он чувствовал себя растерянно. Все вопросы, которые они поднимали – и Голодомор, и НАТО, и Евросоюз, и Бандера вместе с УПА, были для него непонятны и чужды. Современная Россия же все это время была ему ментальна близка.

Мы подробно останавливаемся на этом аспекте, поскольку без него будет непонятна вся философия российско-украинских отношений на данном этапе. Они, судя по всему, станут такими же, какими были при Леониде Кучме – без идеологического противоборства, с прагматичным отстаиванием собственных интересов, без вынесения разногласий на публику, с неустанной риторикой о дружбе и взаимопонимании. Можно вспомнить об ожиданиях, связанных с Кучмой после победы того в 1994 году над \"националистом\" Кравчуком. Те радужные мечтания быстро улетучились, поскольку победитель не собирался работать в соответствии с пожеланиями Москвы.



Недавний прорыв, который был достигнут в Харькове, и подкреплен в Киеве во время визита Медведева, означает лишь возвращение к статус-кво 2004 года. Как и тогда Украине гарантируются льготные цены на газ, а России – пребывание Черноморского флота в Севастополе. Как и тогда Украина игнорирует большинство инициатив внутри СНГ, с одновременными вялыми попытками интегрироваться в Европу. Как и тогда Украина не вступает в НАТО, но и не является членом оборонительных союзов типа ОДКБ.

Также остается вялотекущая борьба между Москвой и Киевом по вопросам, которые как бы выпадают из поля зрения СМИ и общественности. Это в первую очередь касается поставок туркменского и узбекского газа на Украину. Как известно, в начале 2000-х \"Газпром\" взял эти поставки под свой контроль, точнее выкупил все газовые контракты у среднеазиатских республик, и теперь Украина лишена доступа к месторождениям, точнее, вынуждена перекупать газ у России. О данной проблеме в Киеве говорил и Янукович, и украинские олигархи – на встрече двух президентов с деловыми кругами страны. Также остается непонятной судьба предложения о слиянии \"Газпрома\" с \"Нафтогазом\". Киев не отвечает ни \"да\", ни \"нет\", а Москва не снимает вопрос с повестки дня, предлагая на первом этапе учредить российско-украинское СП.

Конечно, на киевских переговорах преобладали радужные оценки – взаимный товарооборот предполагается увеличить до 35 миллиардов долларов в год (Ринат Ахметов даже предвидит возрастание до 100 миллиардов). Открываются широкие возможности для инвестиций российского капитала в украинскую экономику – в авиационную, атомную, ракетно-космическую, энергетическую отрасли, а также в химическую промышленность и транспортное машиностроение. Этапным моментом стало подписание соглашения о демаркации государственной российско-украинской границы. Демаркация затягивалась почти двадцать лет, серьезно мешая решению многих вопросов. Согласованы также позиции двух стран по урегулированию приднестровской проблемы и сотрудничеству в черноморском регионе.

Из Украины Дмитрий Медведев уезжал с легким сердцем – даже на встрече со студентами киевского университета царила весьма дружественная атмосфера, не задавились неприятные вопросы. Молодое поколение украинцев, не заставшее СССР, показало себя вполне миролюбивым, не настроенным априори враждебно, чего опасались многие.

В целом, это был не визит триумфатора, а скорее, визит мудреца, который дождался своего часа. Ситуация повернулась на 180 градусов, без особенных усилий со стороны России. Надо было лишь дать событиям идти своей чередой.

Напомним, однако, что Янукович находится у власти всего лишь 2,5 месяца. Поэтому, сейчас трудно сказать, что ждет российско-украинские отношения дальше. Ведь впереди у нового украинского руководства почти пять лет.