Россия меняет акценты в международной политике
Глава российского МИДа Сергей Лавров представил новый доклад о приоритетных направлениях внешней политики страны.
Из документа следует, что Россия негативно относится к санкциям США против Ирана, не согласна с позицией Китая относительно Далай-Ламы и намерена в ближайшее время оформить границу с Азербайджаном.
Свой доклад «О проблемах международно-правового обеспечения приоритетных направлений внешней политики» Лавров представил вниманию Совета Федерации утром 13 мая. Этот документ стал обновленной версией внешнеполитических тезисов, которые глава российского МИДа обнародовал в январе 2010 года. Очевидно, за последние 5 месяцев приоритеты России претерпели некоторые изменения. В нынешней речи Лавров поменял акценты и поднял ряд новых тем.
«Перезагрузка» с США наткнулась на Иран
В начале своей речи дипломат заявил, что перезагруженные российско-американские отношения, подкрепленные 8 апреля подписанием договора об СНВ, по-прежнему страдают из-за разногласий вокруг Ирана. По словам Лаврова, Россия не собирается присоединяться к каким-либо санкциям против Исламской республики, если те не будут одобрены Совбезом ООН, тогда как Вашингтон пытается уговорить Москву ввести санкции против Тегерана в одностороннем порядке.
Россия предупредила США, что \"перезагрузка\" взаимоотношений требует активизации усилий в Совбезе ООН
«Американцы, в отличие от подавляющего большинства других государств, не рассматривают международно-правовые акты с их участием как преобладающие над их национальным законодательством,— заявил Лавров.— По нашему мнению, если Совбез ООН принимает какие-то коллективные решения, то страны, которые эти решения выполняют, ни при каких обстоятельствах не могут быть предметом односторонних, принятых в обход Совбеза, санкций».
Если в январе Лавров развернуто говорил о российском проекте Договора о европейской безопасности, в которую могли бы войти страны Евросоюза и НАТО, то на этот раз дипломат ограничился общим заявлением. «Мы готовы взаимодействовать со всеми государствами в решении любых проблем,— сказал российский дипломат.— А когда наши партнеры не проявляют встречной заинтересованности в сотрудничестве, то мы для защиты своих национальных интересов будем действовать самостоятельно, но всегда на основе международного права».
Как заявил GZT.RU эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, пока конкретной политической линии относительно США у России нет. «Российскую дипломатию последних лет можно назвать реактивной,— считает Малашенко.— В том смысле, что страна пока откликается только на внешние призывы, а ее инициативы не находят поддержки у партнеров».
Возвращение в СНГ начнется с границ
По словам Малашенко, в 2009 году РФ также существенно снизила свой авторитет в странах СНГ и не вышла из этого кризиса отношений до сих пор.
Впрочем, Лавров пообещал, что российская дипломатия в ближайшем будущем сделает упор на разграничении спорных границ с бывшими советскими республиками. Первая задача, по словам дипломата,— это договор с Азербайджаном, который спорит с РФ о морской границе в Каспийском море. «Буквально недавно достигнута принципиальная договоренность, как закрыть последнюю часть размежевания с Азербайджаном,— заявил Лавров.— До конца текущего года соответствующий договор должен быть подписан». Такой же процесс идет в отношении Абхазии и Южной Осетии, добавил он.
Далай-лама оказался буфером
Отдельно глава МИД РФ коснулся проблемы Далай-ламы XIV — духовного лидера тибетских буддистов, лауреата Нобелевской премии мира, которого Китай считает жестоким сепаратистом, а Европа и США— видным борцом за права человека. Лавров впервые заявил, что в интересы России входит нормализация взаимоотношений между Китаем и Далай-ламой. В течение многих лет Москва фактически игнорировала застарелый тибетско-китайский конфликт. Ранее в 2010 году российские власти отказали Далай-ламе в праве посетить страну, чтобы встретиться с единоверцами в Калмыкии.
«Мы знаем, что китайское руководство весьма заинтересовано в том, чтобы далай-лама отмежевался от какой-либо политической деятельности, чтобы он не ассоциировался с сепаратистскими тенденциями»,— заявил Лавров. По его словам, Москва готова пустить лидера тибетских буддистов на свою территорию, но только если «эти пастырские контакты освободят от любых политических наносов».
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин заявил GZT.RU, что изменение акцентов в позиции России по тибетско-китайской проблеме говорит о последних политических изменениях в регионе. «Общая российская позиция не меняется: РФ считает Тибет неотъемлемой частью Китая, что оспаривает Далай-лама— считает эксперт.— Тем не менее, по информации, которой я располагаю, в последнее время лидер тибетских буддистов превращается, скорее, в сдерживающий терроризм фактор».
По словам Лузянина, в последнее время радикальная часть тибетских сепаратистов все увереннее призывают начать вооруженную кампанию против китайской экспансии в Тибет. И Далай-лама, последовательно призывающий к неприменению насилия, стал единственным авторитетом, который гасит эти настроения.
«Нынешние слова Лаврова свидетельствуют о том, что Москва считает китайский подход слишком жестким, и Россия, видимо, пытается сохранить нейтралитет в конфликте»,— резюмировал собеседник GZT.RU.
Комментарии