И все-таки они вместе
Зачем снова оказался нужен холдинг «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» .
«Ростехнологии» официально зарегистрировали автомобильный холдинг «Ростехнологии-авто», который будет управлять автомобильными активами госкорпорации. Это получилось сделать лишь со второй попытки. Ведь впервые о холдинге заговорили еще прошлой осенью, но тогда переговоры окончились ничем. В новой редакции альянс получил более полное название «Ростехнологии-авто» вместо «Росавто». Налицо желание госкорпорации вывести данную группу активов в отдельную структуру из всего «космического» набора, которыми обладают «Ростехнологии», известные как одна из самых многопрофильных компаний в России.
Прежде всего необходимо отметить, что оба автоконцерна – «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» – бизнесы, которые по разным причинам оказались в стрессовом состоянии. Первый – вообще черная дыра с развевающимся над ней черным флагом. А в случае с «КамАЗом» следует говорить не о низком качестве продукции и низком спросе – это было бы не совсем справедливо, – а, скорее, об устаревшей технологической базе, в первую очередь, двигателях. Безусловно, и в том, и в другом случае свою роль сыграли последствия финансового кризиса.
Вероятно, авторы идеи создания нового холдинга намерены сначала выделить имеющиеся автоактивы в отдельную структуру, а затем оживлять их и развивать. Имеет ли право на жизнь это решение? Да, оно вполне логично. Если говорить о финансовом аспекте, выделение бедствующих активов в отдельную структуру, возможно, несколько снижает кредитные риски ГК «Ростехнологии» в целом. Кроме того, есть профильные инвесторы, технологические партнеры, а также внешние кредиторы, которые при осуществлении потенциальных транзакций смогут воспринимать новый холдинг как более понятную компанию.
То есть вопросы, например, о целевом использовании средств для проведения реструктуризации и модернизации производства получают более ясные ответы. Кроме того, процесс взаимодействия с рынком, управления активами в таком случае заметно упрощается. Наконец, это может быть выгодно государству, с точки зрения контроля за финансовыми потоками в самой ГК «Ростехнологии».
Логичным было бы и назначение гендиректора «КамАЗа» Сергея Когогина главой нового автохолдинга. У него за плечами большой опыт и репутация сильного управленца. Хотя есть очень важный момент: многое будет зависеть от того, как именно будет вести себя менеджмент «АвтоВАЗа» внутри новой структуры. Это обстоятельство может существенно повлиять на исход всей идеи; то есть, предстоит в этой части очень большой кусок работы.
Само по себе решение о проведении внутрикорпоративной реструктуризации еще не дает гарантий, что с «АвтоВАЗом» и «КамАЗом» в результате обязательно должно произойти что-то резко позитивное. Да, появится площадка для будущей активности, новый холдинг будет более приспособлен для серьезных изменений. Но не более того.
К примеру, давать прогнозы о том, что теперь двум предприятиям будет уделяться больше внимания, чем другим активам «Ростехнологий», преждевременно. Возможно, появление новой структуры в рамках «Ростехнологий» – предпосылка к созданию внутри госкорпорации профильных холдингов по отраслевому принципу.
Если верить первым заявлениям главы корпорации Сергея Чемезова, для начала стоит ожидать, что доля «КамАЗа» будет доведена до контрольной за счет акций, купленных у «Тройки Диалог». Лишь затем, когда главным акционером автоконцернов станут «Ростехнологии», появится смысл озвучить программу развития для «Ростехнологии-авто».
Комментарии
Сын спрашивает отца банкира:
- Папа, а в чем заключается твоя работа? Вот ты берешь у людей деньги, а потом отдаешь обратно. Какой тебе с этого смысл?
Отец подходит к холодильнику, открывает его, берет кусок сала, а потом кладет его на место.
- Теперь понял? - спрашивает у сына.
- Нет.
- А руки-то жирные!!!