Россия вступает в клуб Мистралевладельцев
                        Решение Франции начать переговоры о продаже России четырех десантных вертолетоносцев типа «Мистраль» Соединенные Штаты и ряд членов НАТО встретили суровой критикой. Грузинский министр иностранных дел Эка Ткешелашвили была особенно сурова. «Это даже не умиротворение России, это вознаграждение России», - сказала она. 
Никто не спорит с тем, что приобретение четырех вертолетоносцев серьезно повысит возможности русских по переброске войск. Однако отметим, что Россия – сейчас далеко не единственная страна, увлекающаяся крупными вертолетоносцами. Фактически, покупая «Мистрали», Москва следует мировой моде. Такие корабли сейчас популярны, и русские, похоже, просто решили вступить в клуб. 
Десантные вертолетоносцы, известные в флотских кругах как «аллигаторы» («gators»), фигурируют под несколькими различными обозначениями в зависимости от задач и характеристик. Например, в состав американского флота входят LPD (Landing Platform Dock) (десантно-вертолетные транспорты-доки), LHA (Landing Helicopter Assault) (универсальные десантные корабли) , LSD (Dock Landing Ship) (десантные корабли-доки) и LHDs (Landing Helicopter Dock) (десантно-вертолетные корабли-доки). У всех у них, впрочем, есть несколько важных общих черт: они обычно способны нести несколько вертолетов и значительное число солдат и почти всегда обладают необходимыми техническими возможностями для того, чтобы координировать высадку войск на сушу. Вертолетоносцы – оптимальные корабли управления для прибрежной зоны – могут выполнять двоякие задачи: по поддержке операций на суше и сохранению контроля над морем. 
За последние 15 лет количество десантных вертолетоносцев во флотах разных стран мира резко возросло. В число новых проектов входят французские «Мистрали», южнокорейские «Докдо», австралийские «Канберры», голландские «Роттердамы», новозеландский «Кентербери», японские «Осуми», и испанские «Галисии». Турецкий флот заключил контракт на создание нового десантного вертолетоносца специально для миротворческих операций НАТО. Возможность обзавестись вертолетоносцами рассматривают Канада, Индия, Малайзия и Южная Африка. Британцы и американцы также расширили свой флот вертолетоносцев – первые за счет десантного корабля «Океан» и кораблей-доков типа «Бэй», а вторые - за счет транспортов-доков типа «Сан-Антонио». 
Вертолетоносцы способны играть несколько разных ролей. Во-первых, они служат дешевой альтернативой авианосцам. В этом аспекте участники проекта по разработке истребителя F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой получат дополнительное преимущество. Однако еще важнее то, что такие корабли служат своим владельцам своего рода «входным билетом», давая им возможность самостоятельно осуществлять интервенции, а также участвовать без поддержки со стороны в международно санкционированных экспедиционных операциях. 
Между тем в начале 21 века участие в совместных экспедиционных операциях превратилось в важный показатель международного престижа и влияния.
 Способность флота Соединенных Штатов оказывать поддержку программам помощи при стихийных бедствиях в Юго-Восточной Азии в 2005 году и на Гаити в 2010 году помогла сохранить и расширить влияние Америки в обоих регионах. Таким же образом, присутствие большого десантного корабля у берегов Сомали помогло американскому флоту играть ведущую роль в операциях по борьбе с пиратством. Направляя куда-либо десантный вертолетоносец, страна зарабатывает дополнительные дипломатические очки за участие в операции и получает шанс повлиять на ее ход. С учетом проблем пиратства, беженцев и общей неурегулированности вопросов помощи при стихийных бедствиях в морском праве, способность поддерживать порядок с помощью вертолетоносца заметно укрепляет международный имидж государства. А так как подобные миссии дают ценную возможность боевой подготовки, они заодно положительно влияют и на его безопасность. 
На этом фоне тяга Москвы к «Мистралям» становится понятнее: как и многие другие страны в наши дни, Россия хочет быть способной осуществлять присутствие и влиять на ситуацию вдалеке от своих границ, а также стремится получить престижную возможность участвовать в совместных экспедиционных операциях на своих условиях. Большие и современные «Мистрали» дадут ей такую возможность. 
Отметим, что решение купить корабли у Франции вместо того, чтобы построить их самостоятельно, означает, что Москва признает плачевное состояние российской кораблестроительной промышленности. По условиям соглашения, часть «Мистралей» будет построена во Франции, а часть в России, по лицензии. Однако сам выбор иностранного типа кораблей, вызвавший в самой России протесты, свидетельствует о недовольстве Москвы как постсоветским кораблестроением, так и вообще состоянием российской промышленности. 
Хотя о «Мистралях» часто говорят, что они несут непосредственную угрозу российскому ближнему зарубежью, на самом деле у Москвы и без них есть все необходимые для того, чтобы угрожать соседям, военные и экономические инструменты. В сущности из-за политических трудностей, с которыми связан проход больших военных кораблей через Дарданеллы, Россия, скорее, направит вертолетоносцы не на Черное море, а на Тихий океан и в Атлантику, где они могут, в конце концов, стать основой оперативного соединения российского ВМФ в Карибском море или у берегов Сомали. 
Таким образом, по-видимому, покупка «Мистралей» говорит о том, что Россия по-прежнему намерена играть важную и независимую роль в в морских делах на мировом уровне. Подобно Южной Корее, Новой Зеландии, Турции и другим странам, Россия оценила престиж и свободу действий, которые обеспечивают десантные вертолетоносцы. В эпоху, в которую никто больше не рассматривает всерьез возможность полномасштабного и интенсивного морского боя, такие корабли превратились в «золотой стандарт» современного и эффективного флота.
Роберт Фарли - доцент Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) Университета Кентукки. Ведет блоги на Lawyers, Guns and Money и Information Dissemination.
                        
                     
                    
Комментарии
Да и с кем Мы собираемся воевать то? Какие переброски войск то? Скоро перебрасывать некого будет!
Путин раздает наши деньги направо и налево ..в Чечню, Хохляндии хочет дать 5-6 млрд., покупка (поддержка) зарубежного вооружения...А Мы продолжаем платить и платить втридорога за ЖКХ, налоги, дороги, бензин... Сколько это бля..во будет происходить за наш счет?
Все на выборы в 2012 году эти кровососы не должны пройти во власть!
Комментарий удален модератором
Если ДА, то это ещё не повод для нищей России иметь такие дорогостоящие игрушки, тем более что Россия не планирует в своей Доктрине оборону или захват заморских колоний.
Если НЕТ, то это пустое \"разводилово\", та же самая гонка вооружений, которая загнала в гроб Союз. Вдобавок, Россия - материковая сухопутная страна, а десантные морские операции против собственного народа - это как-то негламурно. Нормальные страны используют обычно аэромобильные бригады и транспортные самолёты в комплектации с \"воздушным мостом\" - намного дешевле и безопаснее.
Кроме того, покупка этих лоханок без вооружения и современных инфоррмационно-боевых систем управления - это полнейшая глупость, если не сказать - предательство