Отставной Шаймиев остается в президентском дворце

Когда было решено, что Президент Татарстана Ментимер Шаймиев оставляет свой пост, он вовсе не собирался стать пенсионером, занимающимся исключительно садово-огородным хозяйством. Шаймиев публично выразил желание остаться полезным для своей родной республики. Определил он и конкретную сферу деятельности: восстановление и развитие историко-культурных заповедников в Булгаре и Свияжске. Словом, видел он себя в скромной роли то ли руководителя фонда, то ли председателя какой-то комиссии...

Однако народ республики в лице депутатов Государственного Совета Республики Татарстан посчитал, что при таком раскладе потенциал известного как в республике, так и в целом в России политического долгожителя будет использован просто не по-хозяйски расточительно. Кому-то в голову пришла мысль придумать первому в истории Татарстана президенту солидную должность, не унижающую всех его достоинств, и главное - чтобы экс-президент оставался работать в казанском Кремле.

Автора этой идеи не удается установить даже самым ушлым журналистам. Правда, одна бесплатная газетенка высказала смелое предположение, что такое мудрое решение в отношении трудоустройства экс-президента Шаймиева мог принять только сам мудрый президент Шаймиев.

Но, так или иначе, после 25 марта он занимает в казанском кремле почетное место государственного советника Республики Татарстан.

Депутаты госсовета оперативно приняли поправка в три статьи конституции республики и приняли специальный закон о введении новой должности - государственного советника РТ. Согласно закону, ее может занимать любой бывший президент Татарстана. Дается и объяснение, почему именно его: в целях всестороннего использования его опыта, знаний общественно-политических, социально-экономических и иных аспектов развития республики.

Представитель фракции коммунистов Рафаэль Нурутдинов от имени своих коллег выступил против внесения каких-либо поправок в действующую Конституцию Татарстана. «Нам непонятно, почему передачу опыта и знаний необходимо закреплять на законодательном уровне», - говорит депутат. - А тот факт, что предложения госсоветника подлежат к рассмотрению, а может быть, и к исполнению органами власти республики, в том числе и президентом, и вовсе вызывает недоумение. Это, безусловно, приведет к правовым коллизиям...» Увы, подавляющее большинство депутатов к доводам фракции КПРФ не прислушалось. Изменения в Конституцию РТ были приняты.

Чем же конкретно будет заниматься госсоветник?

Думается, что для Шаймиева вряд ли распишут конкретные должностные обязанности. Но, по идее, бывший президент будет призван способствовать, помогать органам государственной власти республики в эффективном осуществлении их полномочий.

Работать он будет безвозмездно, однако в его распоряжении выделяется целый штат секретарей из аппарата президента с соответствующим денежным довольствием.

Работа госсоветника - формально бесплатная, однако сама должность, прямо скажем, стоит дороже всяких денег. По протоколу госсоветник занимает статусную позицию непосредственно после Президента Республики Татарстан. Он наделен правом беспрепятственного посещения любых органов государственной власти, уполномочен запрашивать информацию и вести переговоры с органами государственной власти федерального уровня и иностранными представителями. Госсоветник обладает правом законодательной инициативы в Госсовете РТ, причем все его предложения. Заключения и прочие документы подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами власти и и должностными лицами.

Ну а поскольку новый Президент РТ Рустам Миниханов долгое время проработал с Шаймиевым, можно предположить, что и его преемник также будет принимать к обязательному рассмотрению все советы и предложения мудрого государственного советника.

Необходимо отметить, что институт этот - государственного советника - существовал в Татарстане и до внесения данной инициативы. У того же Шаймиева под рукой работали советники по многим вопросам. Но в нашем случае под скромной вывеской «государственного советника» создается совершенной иной институт с принципиально иным правовым статусом бывшего президента республики, о полномочиях которого его былые подчиненные не думали и мечтать.

Уникальность новой должности, легетимизированной татарстанскими парламентариями, заключается еще и в тройной системе защиты от смещения лица, данную должность занимающего. Если «обычный» госсоветник при Президенте Татарстана назначается и освобождается от должности указом Президента, что является исключительно технической процедурой, то госсоветника РТ (то есть Шаймиева) лишить этого поста будет куда сложнее. Он может быть освобожден от должности только Госсоветом республики, причем не по собственной воле, а только по предложению Президента РТ, и - что самое главное - только по личному заявлению самого госсоветника! Таким образом, Шаймиев может занимать свой нынешний пост столько времени, сколько ему заблагорассудится.

Словом, вопреки прогнозам некоторых наблюдателей, эпоха правления Ментимера Шаймиева отнюдь не закончилась. Для многолетнего правителя, пусть и бывшего, всегда найдут возможность подыскать должность, адекватную его политическому весу.

И всегда найдутся люди, которые останутся надежной опорой для скромного пенсионера - госсоветника.

PS. На прошлой неделе Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал закон \"О государственном советнике Республики Татарстан\".