Горячая точка Кавказ. Потенциальные Балканы

Кавказ — это потенциальные Балканы, так его уже не раз называли за политическую взрывоопасность этих «гор ста языков и народов». Последние нечеловеческие теракты в Москве снова напомнили об этом трагическим образом. Подозрения, что террористы (террористки) — выходцы с Кавказа не безосновательны.

Россия столкнулась с историческим наследием, корни которого уходят в конец 18-го, начало и середину 19-го веков. Тогда экспансия, начавшаяся при царе Иване в 16-м столетии со взятия Казани и Астрахани и продолжившаяся при царе Петре в начале и при царице Екатерине в конце 18-го века разгромом господства крымских татар (1783 год) — докатилась до ключевого региона Кавказа.

Там Санкт-Петербург бросил вызов туркам-османам и персам, которые длительное время господствовали в этом регионе, но не смогли противостоять российскому давлению. В 1801 году христианская Грузия перешла под русское господство, но среди мусульманских народов северного Кавказа началось сопротивление имперским устремлениям с севера.

Чеченский джихад начался в 18-м веке

В Чечне (Ичкерии) ещё в девяностых годах 18-го века началось сопротивление кавказцев российскому давлению при шейхе Мансуре, вдохновителе мюридского ордена дервишей, ставшего рассадником джихада, «священной войны» против захватчиков. Очень скоро шейх Мансур стал легендой среди кавказцев; как «спящий шейх Мансур», который в действительности не мёртв, он стал чем-то вроде призрака, продолжающего жизнь в сказаниях.

В первые десятилетия нового века русские усилили военное давление. При Кази-Мулле, втором шейхе ордена мюридов, сопротивление стало более организованным. Но пиком стало противостояние, длившееся 30 лет с 1829 по 1859 годы, когда царские войска, с постоянно меняющимися главнокомандующими, боролись с предводителем аварцев Шамилем.

Он был наследником Кази-Мулы, как имам, военный и религиозный предводитель кавказцев. До сих пор Шамиль остаётся самой популярной фигурой не только среди чеченцев и дагестанцев — слава о нём ходила по всему Кавказу; даже в христианской Грузии некоторые уважают его до сегодняшнего дня. Воины Шамиля – Лев Толстой посвятил самому известному из них, Хаджи-Мурату, один из его самых знаменитых рассказов – нападали только на русских солдат.

Конфликт на Кавказе как часть русской литературы

Гражданских, как правило, не трогали. Этнически его воины были почти из всех мусульманских народов Восточного и Северного Кавказа. Шамиль не только возглавлял джихад, он также стремился подчинить подвластную ему территорию религиозному закону шариата.

Русские писатели, такие как Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин и Александр Грибоедов, писали о событиях того времени, исходя из личного опыта, будь то служба в тех местах в качестве офицеров и дипломатов или же посещение этих мест. Или же это стало основой их романов, рассказов и стихов.

Кавказ и его литературное изображение составили часть великой русской литературы, особенно в ту романтическую эпоху.

«Дикие» горы, населённые в значительной степени неизвестными людьми преимущественно мусульманской веры, были хорошим романтическим стимулом для поэтов и их читателей.

Действительность же была какой угодно, но не романтической. Бои становились всё более ожесточёнными, русские заплатили высокую цену за завоевание этих регионов. Младшего сына Шамиля, Джемаледдина, царь взял на некоторое время в заложники. В итоге, даже кавказцы начали брать заложников. Несмотря на всё мужество и жестокость его воинов, Шамиль в 1859 году был вынужден сдаться.

Сталинское «Разделяй и властвуй»

Русские всё же вели себя достойно: они отправили Шамиля и его семью в изгнание в Калугу, под охраной, но в сносные условия. Активно осуществлялась окончательная русификация Кавказа. Шамилю, как старику, было разрешено выехать из России. И он умер в 1871 году в святом месте ислама в Аравии (в Мекке – прим. пер.).

Западные регионы Северного Кавказа, территория черкесов, абхазов, кабардинцев, балкарцев и других народов, были присоединены к сфере господства России. Но сопротивление этому, всё же, в некоторых районах Кавказа продолжалось до советского времени. Сталин создал новые политические образования и объединения на Кавказе и в Закавказье. «Разделяй и властвуй» должно было действовать и в советское время.

Во время Второй Мировой войны многие кавказцы, такие как чеченцы и ингуши, а также турки-месхетинцы и, кроме того, крымские татары, вновь пострадали, когда Сталин приказал депортировать большую их часть, якобы за «сотрудничество с немцами», в Среднюю Азию, в основном — в Казахстан. Они были реабилитированы и получили возможность вернуться на родину только после смерти Сталина в 1953 году.

Русские и советские власти внесли свой вклад в модернизацию, но чужое господство всегда остаётся чужим. Двести лет в подчинении стали причиной ненависти. Стремления к национальному самосознанию подавлялись, свобода вероисповедания отсутствовала. И Кавказ оставался тем приютом для бедных, каким он по-прежнему является.

Чечня как пример для других мусульманских регионов

По большей части сегодняшняя Россия является наследием огромного колониального куска земли, захватывавшегося и завоёвывавшегося столетиями. После распада Советского Союза три закавказские республики получили независимость — Армения, Грузия и Азербайджан. В Средней Азии это удалось пяти мусульманским странам — Туркмении, Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану.

В 1994 году началась первая чеченская война. В Москве, столице многонационального государства, испугались, что другие мусульманские регионы могут пойти тем же путём, особенно если народы Кавказа, прежде всего чеченцы, добились бы успеха с помощью таких методов, как терроризм и сепаратизм. Мусульмане проживают в России в регионах от Волги до Сибири. Медведеву и Путину досталось трудное наследство, которому более двухсот лет.