Терроризм как укрепление легитимности власти в РФ

Призрак \"чеченского терроризма\" который раз вернулся к российской политической реальности. Два взрыва в московском метро, которые унесли жизни нескольких десятков человек, показали готовность российской политической элиты не только бороться с проявлениями терроризма, но и конвертировать эту борьбу в конкретные политические дивиденды.

Уже на первом совещании, которое состоялось у президента РФ Дмитрия Медведева после терактов, глава ФСБ Александр Бортников озвучил первую и самую версию событий, которые произошли в московском метро: \"По предварительной версии, эти теракты совершили террористические группы, которые имеют отношение к северокавказского региона. Будем считать это основной версии, потому что найдены тела двух террористок-смертниц, которые имели принадлежность к местам проживания на Северном Кавказе \". Такое довольно расплывчатая формулировка со стороны руководителя ФСБ подняло целую волну экспертных оценок в РФ, почти в унисон начали развивать эту позицию.

Кавказ как причина всех бед

Несмотря на попытки отдельных российских политологов предложить подождать, пока конкретное террористическая группировка возьмет на себя ответственность или будет проведено полноценное расследование, можно смело прогнозировать, что российское общество снова окажется под влиянием российских СМИ, которые будут настойчиво продвигать мысль о том, что лица с Северного Кавказа могут представлять угрозу их личной безопасности.

Осторожные заявления о том, что подобный подход к делу может вызвать волну ксенофобии и конкретных проявлений насилия в отношении людей, родившихся на Кавказе, - в расчет не берется.

В своей традиционной манере высказался и премьер-министр РФ Владимир Путин : \"Как известно, сегодня в Москве произошел ужасный по своим последствиям и отвратительный по характеру исполнения преступление против мирных граждан в метро погибли десятки людей ... Я убежден, что правоохранительные органы сделают все, чтобы найти и наказать преступников. Террористы будут уничтожены \".

За чертой компромисса

Несмотря на довольно грозное риторику российских властей, в очередной раз встает вопрос о причинах и последствиях терактов на территории Российской Федерации. Понятно желание российских политтехнологов связать нынешние взрывы с последствиями первой и второй российско-чеченских войн, а не с последовательной политикой Российской империи, а затем и СССР в сфере \"гармонизации этнических отношений.

Отсутствие эффективной политики России на Северном Кавказе демонстрируют не только недавние теракты, но и российско-грузинская война, создание марионеточных режимов в Южной Осетии и Абхазии.

Вместо поиска компромиссов и построения новых институтов на территориях, подконтрольных РФ на Кавказе, мы видим очередную волну усиления военного и милицейского режима, который убежден, что возможно решить проблему Кавказа локально, не получив проблем в виде терактов на территории РФ.

Успешный опыт конвертации второй русско-чеченской войны в президентской кампании Владимира Путина свидетельствует о главной причине неэффективности существующей практики борьбы с терроризмом и осуществления власти в Чечне и других кавказских республиках - желание российской власти иметь на Кавказе постоянный полигон для укрепления собственного имиджа за счет военной силы.



То, что неуспешный политика Кремля в Чечне привела к эскалации напряженности в сопредельных регионах и создала пример для существенной недоверия для местных режимов, которые стремясь большей автономии, должны считаться с тем, что договоренности не нужны руководству РФ за возможности силового решения вопроса.

Желание российского руководства к быстрому решению вопросов стало причиной физической ликвидации российскими спецслужбами законно избранного населением Чечни президента Аслана Масхадова, которого в таком статусе признала и РФ, и международная общественность. Этот инцидент произошел в 2005 году.

Фактически с этого момента российское руководство лишило себя возможности иметь адекватного переговорщика с чеченского стороны, который был готов найти общий язык в обмен на мирное решение вопроса.

Последовательно уничтожая авторитетных лиц со стороны чеченского повстанческого движения, российское руководство получило гораздо младших и радикальным врагов, которые не склонны к переговорам. После ликвидации Аслана Масхадова без всякого суда и следствия, международная общественность в очередной раз показала свою слабость, сделав вид, что РФ имела на это право.

Нынешний чеченский президент Рамзан Кадыров , чья власть связано не только с подконтрольными ему военными формированиями, а фактическим разрешением на осуществление власти, предоставленным ему Кремлем, способен лишь воплощать эту политику, оставаясь несамостоятельным политическим игроком как внутри республики, так и за ее пределами.

Разделяй и властвуй

Применение силы и авторитарные методы управления в маленькой республике свидетельствуют не только о непонимании природы конфликта, но и о заинтересованности высшего российского руководства в его существовании для усиления легитимности собственной власти в пределах всей Российской Федерации.

Последние теракты произошли именно после волны антипутинской протестов по всей России - самых масштабных за последние 10 лет, очень напугали Кремль. Теперь у российских властей есть прекрасная возможность показать всю силу государственной машины. И все это будет происходить при молчаливом согласии напуган граждан.

Как всегда, самые месседжи российскому обществу были озвучены Владимиром Жириновским, который сообщил о причастности британских и американских спецслужб к терактам 29 марта в московском метро, которые являются своеобразным \"планом борьбы с Россией\".

Похоже, что поиск крайних будет продолжаться, и российская пропагандистская машина озвучивать перечень \"виновных\" стран и организаций в терактах, забывая о собственной политической системе и адекватную оценку ее реальной эффективности.