США защитят киргизов от узбеков
На модерации
Отложенный
Вашингтон выделит $5,5 млн. на строительство новой военной базы в Киргизии.
США продолжают усиливать военное присутствие в Центральной Азии, умело играя на противоречиях стран региона. Россия, похоже, уже не может справиться с развалом центральноазиатского компонента ОДКБ. Ей остается следовать за развитием ситуации
ЗАМЕНА ЛИДЕРА
В Бишкеке на прошлой неделе состоялись переговоры между президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым и командующим Центральным командованием США генералом Дэвидом Петреусом. Американский генерал в ходе встречи заявил, что США не будут размещать в Киргизии еще одну военную базу. Но сообщил, что по просьбе киргизского правительства построят антитеррористический учебный центр в Баткене, на юге страны.
В специальном заявлении, распространенном американским посольством в Бишкеке, говорится, что «по просьбе киргизского правительства правительство США выделило $5,5 млн. для строительства антитеррористического учебного центра в Баткене для правительства Киргизии». Планируется, что его строительство начнется в следующем году. В этом же сообщении отмечается, что данный проект - часть более широкого сотрудничества США и Киргизии в сфере безопасности, которое включает недавнее завершение строительства военного госпиталя и учебного комплекса для сил специального назначения «Скорпион». Это сообщение усилило интригу вокруг развития ситуации в Центральноазиатском регионе.
В феврале минувшего года президент Киргизии Курманбек Бакиев огласил решение о выводе американской авиабазы «Манас» с территории страны. В то же время полпред России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что военная база «Манас» может быть использована для размещения сил оперативного реагирования ОДКБ. Однако впоследствии база «Манас» осталась под юрисдикцией США, но была переименована в Центр транзитных перевозок.
В июле сообщалось, что Россия, в дополнение к своей авиабазе «Кант» на севере Киргизии, может открыть на юге страны базу для коллективных сил оперативного развертывания (КСОР) ОДКБ. Однако тут же свое несогласие высказал Узбекистан, который очень ревностно относится к любому военному усилению соседей. А депутаты парламента Узбекистана поддержали решение президента страны Ислама Каримова не участвовать в формировании КСОР.
Наконец, в декабре 2009-го наступила развязка. На пресс-конференции в РИА «Новости» генсек ОДКБ Николай Бордюжа неожиданно заявил: «ОДКБ не планирует создания баз. Я лично не вижу необходимости создания какой-то базы в Оше, как проходила информация. Сегодня мы можем, используя силы коллективного оперативного реагирования, действовать в любой точке государств - членов ОДКБ и решать все необходимые как военные, так и специальные задачи». В результате теперь вместо базы ОДКБ в Киргизии под эгидой США будет размещен новый антитеррористический учебный центр.
ВНУТРЕННИЕ РАЗБОРКИ
Столь неудачные действия России вокруг своих баз в Киргизии объясняются в основном не происками американских конкурентов, а сложными отношениями между странами региона. Как сообщает Eurasia Daily Monitor со ссылкой на анонимные источники в киргизском военном ведомстве, «имеющиеся данные позволяют предположить, что некоторые ключевые военные лидеры Киргизии расценивают роль будущего антитеррористического центра в Баткене в качестве основного сдерживающего фактора против возможной агрессии из Узбекистана».
В Министерстве обороны Киргизии допускают, что кадры, обученные американцами, будут задействованы в возможных локальных конфликтах. Среди киргизских военных существует распространенное мнение о том, что Ташкент развивает свои вооруженные силы с целью захвата киргизских водохранилищ и защиты этнического узбекского населения, проживающего в Ошской и Баткенской областях.
Отношения между Киргизией и Узбекистаном никогда не были безоблачными. Но во времена СССР проблемы в командном порядке устранялись из Москвы. Сейчас же местные элиты могут в полной мере использовать существующие противоречия в собственных интересах. Главными причинами конфликтов между двумя странами остается неделимитированная госграница и проблема водопользования, обострившаяся в связи с намерением Киргизии построить на реке Нарын еще две ГЭС. Это позволит Бишкеку не только решить проблемы энергетической безопасности, но и усилить свою роль в регулировании стока реки Сырдарья. Чему, однако, активно противится официальный Ташкент, считающий эти проекты угрозой своему сельскому хозяйству.
Зимой 2000 года водно-энергетический конфликт Узбекистана и Киргизии едва не перерос в вооруженный. Тогда узбекская сторона прекратила подачу газа в Киргизию. В ответ начался сброс воды на Токтогульском водохранилище, в результате чего часть хлопковых полей в Узбекистане была затоплена. Узбекская сторона в непосредственной близости от границы провела ряд учений по захвату Токтогульской ГЭС. Киргизия, в свою очередь, открытым текстом заявил, что в случае взрыва плотины водный поток «сметет с лица земли Ферганскую и Зерафшанскую долины» Узбекистана.
В дальнейшем вооруженные стычки на узбекско-киргизской границе стали привычным делом. В 2008 году их было 21, а в начале мая прошлого года около 40 узбекских спецназовцев неожиданно вторглись на территорию Киргизии и провели обыски в домах жителей соседней страны. С начала текущего года произошло уже два вооруженных инцидента с участием пограничников обеих стран. Поэтому неудивительно, что Узбекистан настороженно относится к военному усилению киргизов в пограничных районах.
ОДКБ НЕ ПОВЕЗЛО
Если говорить о перспективах дальнейшего развития событий, то для России наступают явно не лучшие времена. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в водно-энергетическом конфликте противостоят Киргизии и Таджикистану. А в военно-политических раскладах, например, Казахстан, Киргизия и Таджикистан являются ближайшими союзниками РФ. Поэтому, едва Россия попытается помочь одному из партнеров, она окажется в конфликте с другой центральноазиатской страной. Скажем, если Россия поддержит Ташкент, она рискует попрощаться со своими базами в Киргизии и Таджикистане. Если же Москва поможет Таджикистану в строительстве гидроэлектростанций, это поставит под угрозу ее газовые проекты в Узбекистане.
Замысел Кремля быстро и эффективно создать свое «антиНАТО» в лице ОДКБ, очевидно, снова сорвался. Дальнейшие попытки разместить российские военные базы в регионе будут вызывать противодействие в соседних странах ОДКБ и ничего хорошего в стратегическом плане РФ не принесут. Более того, неуклюжие действия россиян выбивают почву еще из-под одного проекта - Шанхайской организации сотрудничества. Ведь рост недоверия между членами ОДКБ и расширение присутствия американцев в Центральной Азии вызовет негативную реакцию со стороны Китая и Ирана, имеющего статус наблюдателя в ШОС.
США, которые официально не претендуют на лидерство в регионе, действуют намного мягче и осмотрительнее. Само по себе сохранение авиабазы «Манас», хоть и со сменой статуса, а также создание нового антитеррористического центра в Киргизии говорят о многом. Одновременно Вашингтон активно привлекает Ташкент к выгодным и перспективным проектам восстановления афганской экономики. Также в рамках проекта партнерства по развитию Большой Центральной Азии США активно участвуют в процессе энергетического регулирования в регионе, влияя таким образом и на проблемы водопользования.
Получается, что для достижения баланса в Центральной Азии, а заодно и ОДКБ, понадобилось вмешательство США. Не очень лицеприятный вывод для России.
Комментарии
Вот такая политика и демократия по американцы.
А кто ещё хочет демократии?