Ксенофобия среди молодежи в РФ перерастает в бизнес

На модерации Отложенный

Авторы доклада «Ксенофобия в молодежной среде: региональный аспект», опубликованного на днях, уверены, что «ультранационалистические настроения в России становятся благодатной почвой для ведения бизнеса и распространяются через спортивные клубы».

Несмотря на десятки миллионов рублей, выделяемых российским государством на молодежную политику, ксенофобские настроения проникают в музыкальную субкультуру, захватывают спортивных и, в первую очередь, футбольных фанатов. Российские «ультра» вливаются в националистический интернационал.

Майки с националистической символикой, значки, плакаты, музыкальные диски с записями групп ультраправых взглядов и подобные видеоматериалы в сегодняшней России становятся прибыльным бизнесом: спрос определяет предложение. Причем распространяется такая продукция не только через закрытые каналы.

Как рассказывает Алексей Козлов из Движения гражданских действий ГРОЗА, зачастую обзавестись диском групп так называемой «правой сцены», то есть музыкантов, придерживающихся ультранационалистических взглядов, а таких сегодня в России десятки, в регионах можно в обычном ларьке.

Более того, деятельность музыкантов «правой сцены» зачастую становится каналом финансирования ультраправых организаций.

Как поясняет соавтор доклада Константин Баранов из Молодежного правозащитного движения, на многих заявленных как благотворительные концертах собираются средства на поддержку так называемых «правых политзаключенных». Это люди, которые в разных странах отбывают сроки либо за расисткую пропаганду, либо за расисткое насилие.

Как рассказывает Алексей Козлов из движения ГРОЗА, значительная часть российских ультраправых групп издает свои диски именно на Украине.

Крайней популярностью среди националистов пользуется ежегодный фестиваль в Харькове Black Metal, куда приезжают, в том числе и европейские неонацисты.

Одно из сравнительно новых явлений в России – рост ультраправых настроений в среде спортивных фанатов и, в первую очередь, футбольных хулиганов. Таких сегодня насчитывается несколько сотен по всей стране.

«Центральную роль в ультраправой идеологии футбольных хулиганов играет расизм в его российской интерпретации, – пишут авторы доклада «Ксенофобия в молодежной среде», – а именно: в качестве основного врага они видят кавказцев, потом – выходцев из Средней Азии, китайцев и вьетнамцев.

Хотя, безусловно, если ситуация позволяет, чернокожие тоже будут атакованы».

Безусловно, нельзя утверждать, что абсолютно все российкие футбольные фанаты разделяют ультраправые взгляды, но фанатские клубы, как отмечают авторы доклада, часто становятся базой для распространения расовой нетерпимости и призывов к насильственным действиям.

Используются устаревшие, знакомые с шестидесях годов фестивали дружбы народов... Действительно острые темы, которые связаны с современными вызовами, вообще не затрагиваются

Дополнительная опасность состоит в том, что, как правило, агитация на стадионах и в спортивной среде приобретает скрытые формы.

Так, некоторые фанаты таких известных клубов как «Динамо» и «Спартак» ходят на матчи с символикой в виде кельсткого креста и нацистского орла. А на один из футбольных поединков в Самаре в прошлом году в день рождения Гитлера 20 апреля фанаты «Спартака» пронесли, казалось бы, невинный баннер: «С днем рождения, дедушка!\"

По словам правозащитника Алескея Козлова, феномену роста ультраправых настроений в фанатской среде в России не более пяти лет. И зачастую руководство клубов даже не в курсе этих настроений.

Тем не менее, об уличных столкновениях фанатов известно давно, и гарантий того, что обычное для хулиганов насилие не будет применяться к, условно говоря, идеологическим противникам, сегодня нет.

По мнению авторов доклада, политика российского государства в борьбе с ростом ксенофобии малоэффективна – и в том, что касается репрессивных мер, и в сфере образования.

Более того, по словам Константина Баранова из Молодежного правозащитного движения, официальные мероприятия зачастую отталкивают молодежь. В первую очередь потому, что животрепещущие темы обходятся стороной.

По словам главы Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой, прежде всего, потому что проблемами молодежи следует заниматься самим молодым людям, а желающих это делать, учитывая общую политическую апатию, оказывается немного.

Хотя, как признается правозащитница, ее опыт показывает, что основные сложности активистов ждут в общении с властями.Рекомендации, которые дают авторы доклада «Ксенофобия в молодежной среде» адресованы, прежде всего, властям – органам по делам молодежи, органам управления образованием, правоохранительным органам и уполномоченному по правам человека в России.