Кто сенаторы в России? Воры и бандиты.

На модерации Отложенный

В верхней палате парламента собраны все грешки публичной политики современной России: ритуальная бесполезность, криминальная скандальность и увлеченность собственными бизнес-интересами.

Моральный облик многих сенаторов выглядит, мягко говоря, небезупречно. Сейчас за решеткой два бывших сенатора: Левон Чахмахчян — за взяточничество и Игорь Изместьев — за организацию убийства. Но за девяностые и начало нулевых и многие сегодняшние сенаторы успели побывать в «щекотливых» ситуациях.

Например, в нынешнем составе СФ Пензу вплоть до минувшей недели представлял бывший замминистра финансов Андрей Вавилов — фигурант ряда финансовых скандалов: о Golden ADA, индийском долге, МАПО «МиГ» (это уголовное дело было прекращено против сенатора лишь за истечением срока давности), неоднозначной передаче гособлигаций на сотни миллионов долларов в управление Московской области и др. (17 марта Вавилов сложил свои полномочия).

Сенатор от Карачаево-Черкесии Ратмир Айбазов отсидел за изнасилование. Когда Айбазов уже был сенатором и, кроме того, заместителем председателя Комитета по правовым и судебным вопросам, он добился отмены обвинительного приговора 1979 года против себя.

Фамилия бывшего заместителя генерального прокурора Юрия Бирюкова фигурировала в связи с убийством в 1998 году редактора «Советской Калмыкии» Ларисы Юдиной, атаками на ЮКОС, противоречиями в расследовании дела о хищении десятков миллионов рублей (МАПО «МиГ»), по которому проходил упомянутый Вавилов, и «Трех китов» и «Гранда».

СМИ предполагали связь чеченского сенатора Сулеймана Керимова с недопущением на свой пост руководителя дагестанских налоговиков Владимира Радченко, силовым захватом строительного холдинга «Развитие». По данным «Русского Forbes», приобретение Керимовым многочисленных активов Андрея Андреева вызвало протест бывшего собственника.

Есть мнение, что именно когда нынешний сенатор от Архангельской области Владимир Рушайло возглавлял борьбу с оргпреступностью, в МВД были заложены корни нынешних многочисленных проблем этого ведомства (его помощник Александр Орлов, кстати, до сих пор находится в федеральном розыске). С экс-главой ГИБДД Владимиром Федоровым ассоциируется много историй о «VIP-номерах».

Сенатора Владимира Слуцкера подозревали в убийстве генерала ФСБ Трофимова, а также в натравливании органов на своего бывшего партнера по бизнесу Алексея Козлова, мужа журналистки Ольги Романовой.



Сенатор от Магаданской области Сергей Иванов в 1996 году был фигурантом уголовного дела о мошенничестве в Ставропольском крае. Бывший воронежский губернатор Владимир Кулаков — участник скандала вокруг «Воронежинвеста». Леонид Лебедев, владелец ЗАО «Синтез», оправдан в Италии по делу о контрабандных поставках оружия из Украины и Беларуси в Югославию. Виктор Кондратов — активный участник борьбы с бывшим мэром Владивостока Виктором Черепковым, изобиловавшей выходами за пределы правового поля. На службу бывшего главного военного прокурора Александра Савенкова приходится крупный поток историй, связанных с дедовщиной. Имя сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева всплывало в связи с убийством Анны Политковской. Пермского представителя Сергея Гордеева называют крупным рейдером. Мурманец Андрей Гурьев не остался в стороне от истории с отнятием ОАО «Апатит» у Михаила Ходорковского. Назначение сенатора от Ленинградской области Григория Нагинского (председатель совета директоров холдинга «Концерн «Титан-2») в суде оспаривали дважды, но оба истца снимали свои претензии в ходе процессов.

Сенатор Амир Галлямов и амурское правительство не могли поделить «Мерседес» представительского класса, стоящий около миллиона долларов: амурские власти утверждали, что «шестисотый» Амир им подарил, а сенатор, что — нет. Нахождение машины в собственности региона позволяет установить на ней мигалку, но сенаторские полномочия Галлямова скоро заканчиваются… Причем и Галлямов, и представители правительства области заявляли прессе, что не знают, где находится автомобиль. Суд выиграл Галлямов.

И так далее.

Пытаясь систематизировать эти истории, чувствуешь себя в пыльном потоке сушеного мусора. Но осужденных за уголовные преступления сенаторов — единицы. Кроме того, сенат — не такое уж надежное убежище для уголовников. Сместить члена верхней палаты нашего парламента довольно просто. Так что вряд ли основная функция сената — защита от правосудия для богачей с сомнительными доходами. Скорее, все это — к вопросу о лице российской элиты как таковой.

Можно предположить, что со временем количество сенаторов с биографиями, похожими на вестерн о споре хозяйствующих субъектов, будет сокращаться. Просто в силу естественного омоложения управленцев карьера в нынешней вертикали власти делается более прозаично и подковерно.