Экономический суд СНГ дождался звездного часа

На модерации Отложенный

Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает ужесточать свою линию в отношении России. После того как он демонстративно уехал в Венесуэлу в период, когда с визитом в Белоруссию приехал Владимир Путин, Министерство юстиции Белоруссии обратилось в Экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, с исковым заявлением о правомерности взимания экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты и нефтехимическое сырье, которое поставляется из России в Белоруссию.

Учитывая, что основные наднациональные институты контролируются Россией, у Минска мало шансов добиться успеха. Однако это хороший шанс начать информационную войну с Россией в борьбе за отмену пошлин на нефть. Позиция Минска в принципе хорошо известна: Лукашенко не раз давал понять, что если Белоруссия участвует в создании Таможенного союза, то никакие пошлины внутри него взиматься не должны. Именно из-за этого и началась нефтяная война в конце 2009 – начале 2010 года. В итоге Белоруссия была вынуждена сдаться и Россия пошлины сохранила в полном объемы, отменив все льготы. Объемы же беспошлинных поставок для внутренних нужд значительно меньше, чем рассчитывал Минск. Белоруссия, вынужденная принять эти условия, пообещала добиваться отмены пошлин со второго полугодия, когда вступит в силу Таможенный кодекс. Позиция Россия тоже известна: продукция ТЭК выводиться из режима Таможенного союза в соответствии со специальным двусторонним соглашением, подписанным самим же Минском 27 января 2010 года.

Однако готовиться к этому Белоруссия начала уже сейчас. В сообщении Минюста сказано, что «применение вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти, используемые в качестве химического сырья в непрерывных производственных процессах, серьезно затруднило, а по отдельным позициям - привело к полному прекращению поставок таких продуктов на нефтехимические предприятия Белоруссии». По сути, отмечает ведомство, это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Белоруссии. «В сложившейся ситуации белорусская сторона не видит иного способа защиты своих законных прав и интересов, кроме как путем обращения в международные судебные инстанции», - сказано в сообщении.

В этой связи Белоруссия направила исковое заявление в Экономический суд, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, который с 1 июля 2010 года должен будет также выполнять функции суда Таможенного союза.

Руководитель секретариата суда Грачью Симонян заявил «РИА Новости», что Экономический суд СНГ пока не получил иск Белоруссии к России.

Интересно, что Экономический суд СНГ – своеобразная структура, которая является символическим атрибутом СНГ, но реально, как и все институты СНГ, не работающим. Суд образован в соответствии с соглашением о статусе Экономического суда Содружества независимых государств от 6 июля 1992 года в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. В настоящее время государствами-участниками договора являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан.

В 2006 году финансирование и участие в суде прекратила Армения. Тогда же с резкой критикой в адрес суда выступал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Экономический суд СНГ за десять лет своего существования рассмотрел всего 62 дела. Решения вынесены по четырем из них. Истцы даже не являются на заседания суда, зная, что они носят рекомендательный характер». Правда, Россия так не считает. «Соглашением о статусе экономического суда СНГ и Венской конвенцией 1969 года о праве международных договоров определено, что государства-члены международных договоров обязаны выполнять решения их органов, - сказал руководитель пресс-службы экономического суда СНГ Владимир Винник. - Это, в частности, касается и решений экономического суда СНГ».

Интересно, что теперь сам факт обращения со стороны Лукашенко может обернуться для него «медвежьей услугой»: он тем самым, институционально поддержит Экономический суд СНГ, а значит и интеграционные усилия России на постсоветском пространстве. Правда, удобное для России решение здесь же все эти усилия перечеркнет, так как суд здесь же будет назван «марионеткой Москвы».