Россия и США оставят по 800 ядерных ракет

На модерации Отложенный

В четверг официальный представитель МИДа Андрей Нестеренко уточнил прозвучавшие днем раньше заявления анонимных источников о том, что новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) полностью согласован. Однако уже стали известны главные параметры предстоящего соглашения. Москва и Вашингтон пошли на рекордное сокращение наступательных потенциалов, их нижняя планка будет достигнута через семь лет.

«По имеющейся информации, стороны согласились иметь по 800 носителей, в том числе по 700 оперативно развернутых. То есть 100 единиц неразвернутых носителей у каждой из сторон могут находиться в запасе», − приводит слова бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск Виктора Есина «Интерфакс».

По его словам, на оперативно развернутых носителях и США и Россия смогут иметь не более 1550 боезарядов. «На этот уровень страны должны выйти в ходе сокращения своих ядерных арсеналов в течение семи лет после вступления договора в силу», − заявил генерал.

По мнению военного, итоги переговоров выгодны «обеим сторонам». Он напомнил, что вначале Москва и Вашингтон расходились в количественных параметрах будущих ограничений на ядерные заряды и носители. По носителям консенсус предстояло найти в пределах от 500 до 1100 единиц, по ядерным боеголовкам – от 1500 до 1675 единиц. При этом США, которые имеют на вооружении больше ядерных носителей, чем Россия, не хотели идти на их существенное сокращение, а Россия, напротив, добивалась понижения порогового уровня.

Говоря о других положительных моментах договора, генерал отметил: «Контроль будет сильно упрощен по сравнению с договором СНВ-1 и не будет предусматривать никаких инспекций на постоянной основе, в том числе на нашем ракетном заводе в Воткинске». По словам эксперта, прозрачность договора будет обеспечена меньшим количеством инспекций, которые будут не так обременительны.

Тем временем российские дипломаты продолжают высказываться крайне осторожно. В четверг на брифинге в Москве представитель МИДа Андрей Нестеренко заявил, что Россия и США завершили основную часть переговоров по СНВ, однако точная дата подписания договора пока неизвестна.



«Основная переговорная работа делегациями проделана», – подчеркнул дипломат, добавив, что место и дата подписания могут быть определены «только президентами России и США», что они «намерены сделать в самое ближайшее время».

Косвенно Нестеренко подтвердил информацию о том, что местом подписания нового договора о СНВ может стать столица Чехии. «Новый договор может быть подписан в Праге», − сказал представитель Смоленской площади.

Отметим, что в среду вечером источник в Кремле был более категоричен, заявив ведущим российским информагентствам, что торжественная церемония действительно состоится в Праге, а «все документы по новому договору СНВ согласованы».

Американские СМИ были еще конкретней. Со ссылкой на источники в Белом доме они не только подтвердили, что местом подписания будет Прага, но и назвали точную дату торжественной церемонии – 8 апреля. По времени это подходит к моменту окончания визита президента России Дмитрия Медведева в Словакию, который пройдет с 5 по 7 апреля. В среду Барак Обама встречался с сенаторами, чтобы обсудить процесс ратификации СНВ конгрессом. Некоторые республиканцы выступают против СНВ. Однако присутствовавший на встрече глава сенатского комитета по международным делам Джон Керри сообщил, что слушания по договору начнутся между Пасхой (4 апреля) и Днем памяти (31 мая).

Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко уверена, что определение американцами точной даты и места подписания СНВ могут свидетельствовать об уступках Москвы в переговорах с Вашингтоном. Ранее Россия настаивала, чтобы в договоре присутствовала юридически обязывающая увязка между оборонительными и наступательными вооружениями, но США без оптимизма смотрели на такую перспективу. Москва настаивала на этом, чтобы решить проблему создания американцами системы противоракетной обороны в Европе, которую Россия считает угрозой своей национальной безопасности.

«МИД опасается, что точная дата говорит об определенных уступках и о том, что Россия согласилась на те условия, которые были предложены США», − сказала Войко газете ВЗГЛЯД.