Мы не воруем и вам не даем

Пока пожарные, милиция и глава МЧС гоняются за виновными в пожаре пермского клуба «Хромая лошадь» (вроде, поймали уже всех, теперь им задают вопросы), жители дома № 10/7 корпус 1, что на Рождественском бульваре, пытаются не позволить рейдерам захватить чердак.

О коррупции принято рассуждать, скорее, теоретически: да, есть, да, боремся, да зло. Как она работает в приближении к земле - подробный рассказ об этом сам по себе дорогого стоит.

История эта, в подробностях описанная и задокументированная, поражает воображение даже не количеством вовлеченных в нее чиновников (там и милиция, от которой поди еще оборонись, и ДЭЗ, и прокуратура, и Мосжилинспекция - не хватает черта лысого), а малостью предмета борьбы. То есть - по здравому размышлению - даже если захват чердака нужен для вхождения в ТСЖ и последующего захвата дома и передачи его «правильной» управляющей кампании, затея все равно выглядит слишком хлопотной.

Дом - это вообще не инкассатора ограбить, а деньги протранжирить на курорте: все слишком непросто, множество действующих лиц, сложные юридические схемы, совершенно необязательная выгода. А тут один список участников стоит пьесы Гоголя - главный инженер Мещанского ДЭЗа, начальник Мосжилинспекции, начальник Государственной жилищной инспекции г. Москвы, начальник ЦБТИ, государственный регистратор, начальник Главного следственного управления ГУВД Москвы генерал-майор юстиции, судья Мещанского суда, начальник ОВД Мещанского района и еще множество народу «на подхвате».

Если все это не организованная преступная группировка, то что это? К версии с ОПГ трудно не склониться и после фотографий уничтоженного автомобиля главного фигуранта дела. Все - в самых лучших традициях. Кроме того, по здравому размышлению, если рейдеры за каждый чердак платят каждому из вышеперечисленных персонажей, сумма набегает немаленькая, а значит, все давно со всеми в доле, без выплат по разовым тарифам. В Москве взятки недешевы, а отстегивать такому количеству соучастников - какой-то неоправданный шик.

В рейдеров-мультимиллардеров верится с трудом.

Нет, затраченные ресурсы не соответствуют гипотетической премии.

Правда, если модель, которая используется при захвате дома на Рождественском бульваре, распространена широко, то и подкуп чиновников, и яростная борьба за подвал вполне оправданы.

Другая история - о борьбе депутата екатеринбургской городской думы с «братками», пытающимися воткнуть посреди двора парковку - по алогичности превосходит даже московское рейдерство. Но и здесь у бандитов есть свой резон: «Так заведено. Так всегда делается», он и помогает объяснить борьбу вокруг дома на Рождественском бульваре. «Так принято», «мы всегда так делаем» - есть слова, которые в России стоят над законом, над судом, над властью.

После трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь» можно устраивать сколько угодно проверок, сажать владельцев заведения (правда, теперь, когда этим владельцем стало Министерство обороны, не очень понятно, кого же все-таки сажать) и апеллировать к соблюдению норм противопожарной безопасности, которые составлены так, что их невозможно не нарушить - все тщетно, пока «договариваться» привычней, чем соблюдать закон.

В повсеместных коррупционных схемах задействовано столько людей, что никакая «борьба с коррупцией» невозможна без внятных сигналов власти всех уровней: «мы не воруем и вам не даем». Когда губернатор Самарской области Владимир Артяков ездит на не нужном ему бронированном Mercedes S600 Guard, купленном за 22,5 миллиона рублей государством, у граждан сначала возникает множество вопросов о сущности политических институтов, а затем - когда вопросы остаются без ответов - резонное желание не отставать от чиновников.

Вот они и не отстают.

Совершенно ведь непонятно, почему чиновникам можно, а бизнесу и обывателям - нельзя?