Бывшим жителям ГДР проще понять людей в России

На модерации Отложенный

ИА REGNUM Новости публикует интервью с исполнительным секретарём фракции ХДС/ХСС в немецком Бундестаге Манфредом Грундом.

ИА REGNUM Новости: Господин Грунд, Вы участвовали в съезде партии \"Единая Россия\" в Санкт-Петербурге. В вашем понимании, как исполнительный секретаря фракции ХДС/ХСС в немецком Бундестаге, что объединяет вашу партию и \"Единую Россию\"?

ХДС - партия, которая видит себя в политическом центре общества. То есть которая следит за тем, чтобы общество не склонялось ни вправо, ни влево и чтобы оно оставалось консолидированным.

И мне кажется, что \"Единая Россия\" развивается в том же направлении, как партия Центра. После съезда \"Единой России\" много говорилось о новом российском консерватизме, который, безусловно, напомнил о великих временах России. Но консерватизм не означает, что нужно искать все хорошее только в прошлом, наоборот - необходимо использовать в настоящем то, что будет развивать страну и консолидировать общество. ХДС представляет даже более широкий политический спектр, к которому относятся консерватизм и либерализм, но также сильная социальная ориентация, которая выражается в социальной рыночной экономике. И я думаю, что \"Единая Россия\" пытается реализовать то же самое в России.

ИА REGNUM Новости: Существует ли межпартийное сотрудничество ХДС и \"Единой России\"?

Да, причем я знаю, что \"Единая Россия\" хотела бы еще сильнее кооперироваться с ХДС, А также с европейской народной партией, т.е. с Ассамблеей консервативных христианско-демократических партий в Европе.

ИА REGNUM Новости: Если такое сотрудничество существует, то какие вопросы оно помогает решать?

Я думаю, для этого нужно посмотреть на историю последних 20 лет. Для нас позитивным событием последних десятилетий было падение Берлинской стены, объединение Германии и объединение Европы. И Россия сыграла в этом процессе очень важную роль. Россия в это время была слаба: Советский Союз развалился, Россия осталась одна. Не было никакой правовой структуры, никакой структуры безопасности. Жизнь людей была очень тяжелой. И собственные интересы России слишком мало учитывались как администрацией Ельцина, так и, возможно, со стороны Запада. Россия оказалась достаточно слаба и не могла противостоять серьезным вызовам, например, расширению НАТО.

На мой взгляд, можно было бы значительно активнее привлечь Россию к сотрудничеству, а не просто расширять НАТО на Восток, все ближе к России, в результате чего Россия оказывалась в одиночестве.

Мне кажется, что самая большая проблема в том, что Запад расширил НАТО. Конечно, оно было нужно странам Прибалтики, Польше, Венгрии, Чехии, поскольку они хотели найти в НАТО ради собственной безопасности, что было продиктовано их историческим опытом. Но Россия была в определенной степени изолирована. Было бы лучше сформулировать систему коллективной безопасности, в которой Россия могла бы быть включена, если бы, конечно, этого хотела. Когда случился новый поворот в истории, 11 сентября в Нью-Йорке, тогда президент Путин протянул руку, в частности США, и сказал: \"Мы ко всему готовы, если речь идет о борьбе с международным терроризмом и мы также готовы совместно подумать о новой структуре безопасности\".

Этот призыв также не был достаточно использован адресатом, хотя, я думаю, это было честное предложение с российской стороны. Сотрудничество и кооперации могли получится на равных условиях. Вместо этого, в связи с операцией в Афганистане, началось военное присутствие США под боком у России в Центральной Азии. Кроме того, большая проблема - средства противоракетной обороны США в Польше и Чехии. Эту проблему слишком мало обсуждали с Россией. Тема также актуальна в рамках дискуссии о вступлении в НАТО Грузии и Украины - это все конфликтные области между нашими странами. Я называю пункты, по которым российская позиция с самого начала не была учтена. У России не было другого выбора, кроме как сказать: \"Эй, мы еще тут, и у нас есть свои соображения по поводу расширения НАТО в Грузии и Украине, и это с нами не пройдет\". Наша позиция в этом вопросе заключается в том, что мы не можем позволить России указывать нам, какие страны в будущем войдут в НАТО. Если эти страны хотят и выполнили все условия, они имеют право вступить в НАТО. Это проблемное положение, в котором мы находимся, но и его можно преодолеть, если создать обоюдовыгодное стратегическое партнерство между Россией и НАТО.

Надо учитывать и новую американскую администрацию, находящуюся уже целый год у власти, но и тут возможны значительные изменения. И их необходимо использовать для российских, но и также для немецких интересов.

ИА REGNUM Новости: Вы позитивно оценили предложение Медведева о новом договоре по европейской архитектуре безопасности. Может ли Европа, и соответственно Германия, согласиться с российскими предложениями? По каким пунктам идёт дискуссия среди политиков в Германии?

Эта архитектура безопасности означает, на мой взгляд, систему коллективной безопасности и систему безопасности друг от друга. Коллективная безопасность у нас есть в НАТО, согласно статье 5 Североатлантического договора.

Что нам кажется проблематичным в этой концепции безопасности, это то, что новая структура ставится над уже существующими. Над НАТО, а также над ОБСЕ, в которую включены также Россия и Центральная Азия. Мы не можем принять того, что Россия, в рамках этой новой архитектуры, косвенно располагала бы вето, в организации, к которой сама не относится, то есть в НАТО.

Если это предложение будет дискутироваться на Западе с оглядкой на то, что НАТО будет ослаблено, то мы, к сожалению, не сможем сделать шаг вперед. Я думаю, что нам совместно нужно постараться отбросить этот пункт. Не должно быть речи о том, чтобы ослабить НАТО в ее сегодняшней структуре. НАТО должно остаться гарантом безопасности, но и Россия и другие страны могут быть сильнее вовлечены в евроатлантические структуры безопасности. В этой связи у меня есть также просьба к России, не усиливать подозрения, что данная инициатива направлена на ослабление НАТО. В данном случае мы немцы, которые также имеют собственные интересы, не можем содействовать принятию такого договора. В целом предложение можно оценить как хорошую основу для позитивного политического климата, т.к. оно является сильным стимулом для развития структур безопасности.

ИА REGNUM Новости: Германия и Россия уже длительное время, с экономической и стратегической точки зрения, являются партнерами.

Какие наиболее важные направления этого партнерства? И где кроются неудачи?

У нас уже 50-летний опыт сотрудничества. Обе страны - Советский Союз/Россия, а также ФРГ являются надежными экономическими партнерами. Это особо важно в области энергетики.

Мы на 40 процентов зависим от поставок газа из России, но и Россия с другой стороны зависит от продажи газа Германии. Это двусторонняя зависимость. Мы наблюдаем, что российские и немецкие предприятия покупают друг у друга пакеты акций. Например, WinGAZ и Wintershall, сотруничают также Газпром и E.ON. Таким образом, речь идет не только о торговых отношениях, но и об обоюдном переплетении экономик.

Дошло даже до того, что немецкие предприятия получили возможность приобрести доли в газовых и нефтяных месторождениях, что с российской стороны является значительным шагом. Мы со своей стороны можем предложить не только стабильный рынок сбыта, но и технологии в области энергетики, энерготехники и т.д. для обоюдной выгоды. С немецкими технологиями мы можем внести вклад в модернизацию российской экономики и сделать ее более конкурентоспособной, что также в нашем интересе, чтобы новые месторождения разрабатывались с использованием современных высоких технологий.

Проблемы же кроются в политике. В этом случае мы должны бы вернуться к теме НАТО и системе безопасности. В ночь 08.08.08, когда Саакашвилли напал на Южную Осетию и Россия отреагировала на это нападение, и, может быть, даже \"перереагировала\", было ошибкой то, что все инструменты по превентивному разрешению кризисов были исключены (Совет Россия-НАТО). В таких конфликтных ситуациях нет чрезмерных ожиданий от переговоров, но первый путь к сближению - это поиск диалога. Итак, в таких ситуациях мы должны найти механизм, который позволяет, также в рамках новой структуры безопасности, использование превентивных мер. Мы должны просто дальше встречаться и искать пути сближения.

ИА REGNUM Новости: 20 лет назад произошли два знаковых события: падение Берлинской стены и несколько позже развал Советского Союза. Этим событиям следовали решительные изменения в жизни граждан наших стран. Какие из них наиболее значимы?

Больше всего изменений пережили граждане бывшего ГДР. Они перешли из репрессивного, авторитарного, коммунистического режима, который не имел перспектив будущего для людей, в стабильный политический и социальный порядок.

Рыночная экономика, плюрализм, партийная демократия и конкуренция являются основами благосостояния ФРГ и западного сообщества, в особенности после Второй мировой войны. Таким образом, ГДР пришла к уже существующей системе. Это было для нас очень важно. Падению Берлинской стены предшествовало то, что сотни тысяч молодых людей покидали ГДР, потому что не видели больше перспектив.

Российские граждане, с развалом Советского Союза, по меньшей мере, 10 лет имели очень ограниченные перспективы, поскольку не было правового порядка. Некоторые обогатились, многие обеднели, а некоторые потеряли все, что имели: рабочее место, квартиры, уверенность в будущем. Россияне заплатили за эти катаклизмы очень большую цену.

По моему мнению, после таких трудных лет россияне не потеряли душу и не продали ее. Я часто бываю в России. Я встречаю многих русских людей, которые хорошо образованы, имеют высокий уровень культуры, очень добросердечны.

ИА REGNUM Новости: Вы часто бываете в России и в других странах СНГ. Могли бы Вы прокомментировать итоги выборов на Украине. Что ожидает Германия от нового украинского президента?

Выборы прошли так, как предполагали все политические аналитики. Виктор Янукович получил преимущество, но не абсолютное большинство. Перед выборами мы никому не отдавали предпочтения. Будем работать также с Януковичем. Мы хотели бы работать с предсказуемым президентом и стабильным правительством. Между ЕС и Украиной существует множество документов, которые нужно обсудить, а также провести через парламент, что предполагает согласованность политики президента и правительства, чтобы они не делали препятствия друг для друга, как это часто было раньше. Стабильная Украина, со стабильной валютой, стабильными правовыми рамками интересна для европейских инвесторов. Стабильная Украина, которая экономически хорошо развивается, а не раскачивается от нестабильности к нестабильности, является обоюдным российско-европейским интересом. Таким образом, мы надеемся на дееспособного президента, с которым мы могли бы совместно работать.

ИА REGNUM Новости: Многих в России интересует вопрос безвизового передвижения граждан через границы ЕС.

Это должно быть целью - иметь двусторонний безвизовый режим. Впрочем, это долгосрочная перспектива. И без этого у Германии и России существует договор об облегчении визового режима для российских граждан. В данном случае, все 24 шенгенских страны должны согласованно принять решение. Чем раньше мы этого достигнем, сближая наши правовые системы, тем лучше будет для граждан по обе стороны границы.

ИА REGNUM Новости: Вы сами из Восточной Германии, легче ли Вам находить общий язык с россиянами и восточноевропейцами?

Это играет большую роль. Я чувствую это постоянно, когда бываю в России или других странах бывшего СССР, что мне легче найти подход к партнерам. Многие из них также в моем возрасте. Они также пережили 30 лет социализма, они социализировались в другой системе, боролись с теми же проблемами, имеют те же трудности, говорят, как правило, на одном языке. Если кто-то приезжает из старого ФРГ, ему тяжелее понять менталитет людей в России, Белоруссии или Казахстана. А мне, наоборот, проще, например, разрядить атмосферу через шутку и говорить с ними на одном языке. Я думаю, что Россию слишком часто критикуют и нужно уважать тот путь, который прошла Россия, потому что это сложный этап для российских граждан.ИА REGNUM Новости: Какие впечатления у Вас от прогулок по Петербургу?

В Ленинграде я побывал еще студентом 30 лет назад. В этом году меня впечатлило посещение Царского села. Это было для меня новым. Там я увидел фотографии разрушений 1944 года, и мне стало совершенно ясно, что мы, немцы, несем особую ответственность также и за хорошие отношения с Россией, после того, что мы там после себя оставили.