Человек недели: Григорий Перельман

На модерации Отложенный

В четверг русскому математику Григорию Перельману была присуждена Премия тысячелетия и $1 млн.

Перельман не похож на героя телевизионных новостей. Он странно выглядит (даже на фоне своих коллег из России), живет аскетично, если не сказать бедно, игнорирует свалившуюся на его голову популярность. А еще он настоящий герой.

И миллион долларов, которые Григорий, может быть, возьмет, а может быть, и нет, лишь слабое подтверждение этого факта. Миллион долларов хорош лишь тем, что вызывает интерес к Перельману. Он учился в ленинградской школе 239 (деталь, казалось бы, малозначащая, но много говорящая тем, кто любит почитать журнал «Квант» или решать олимпиадные задачи), выиграл Международную математическую олимпиаду, поступил на матмех ЛГУ, а потом в аспирантуру Стекловки и доказал гипотезу Пуанкаре, над которой ровно 100 лет бились математики.

Через 100 лет, когда о большинстве героев нашего времени — от олигархов и поп-звезд до олимпийских чемпионов и политиков — уже никто не будет помнить, история Перельмана будет провоцировать смышленых мальчиков и девочек заниматься математикой.

Идти в математические кружки, матшколы, на математические факультеты и не сворачивать с этого пути до самого конца.

А еще миллион долларов вызывает интерес к математике. Науке, где есть только гамбургский счет. Науке, где мало кому известный ученый может из своей петербургской квартиры опубликовать в интернете доказательство, которое не сможет отнять даже великий и всесильный профессор Гарварда, точнее, ему не дадут это сделать коллеги со всего мира. Науке, которую так легко полюбить, но так сложно заниматься. Науке, где Россия все еще одна из самых, если не самая передовая страна.

Надеюсь, что миллион долларов заставит вспомнить о Перельмане и Российскую академию наук. Из 48 человек, получивших с 1936 г. Филдсовскую медаль (аналог Нобелевской премии, которую, правда, вручают не раз в год, а раз в четыре), восемь родились в Советском Союзе. Четверо лауреатов живут и работают в США, один — во Франции, один — на Украине, один стал академиком в СССР.

Перельман постоянно живет в России. Как могло такое случиться, что он даже не член-корреспондент Российской академии?