Торрент-ресурсы: как жить без них?

На модерации Отложенный

Крупные торрент-трекеры недавно были закрыты в Европе. Это событие вызвало масштабное обсуждение как в Internet-сообществе, так и в прессе. Волна борьбы с пиратством дошла и до России. В одном из январских выпусков русского печатного издания, посвященного интернет-жизни, как раз поднималась данная тема, но на тот момент никто пока не знал, коснется ли это массовое противостояние пиратству в Сети отечественных торрент-ресурсов. Коснулось, появились «проблемы» у самого крупного в России по числу зарегистрированных пользователей трекера.

С недавних чисел февраля месяца он приостановил работу и… невероятно – продолжает работать, сменив доменное имя! Конечно, никто не удивится русской изобретательности и сноровке воспользоваться юридическими приемами, а возможно, недоработками в законодательстве, чтоб благополучно переехать сначала на зеркало сайта под другим доменом, а потом сказать, что так и было, дескать, мы теперь по-новому называемся.

Пиратство остается пиратством, и это плохо. Так говорят правообладатели: кинокомпании, музыкальные продюсеры, авторы, режиссеры, композиторы, производители игр и программных продуктов. Но все ли представители умственного труда имеют наточенный зуб на пиратство в Интернете? И как будем жить, если в Сети нам теперь практически ничего нельзя, кроме почтового ящика и пугающих новостей на заглавной странице поисковой системы?

Начнем с кино. На дворе XXI век. Во всех кинотеатрах идут новинки как отечественного, так и зарубежного кинематографа. Появились кинозалы с эффектом присутствия. Кассовые сборы потрясают всех количеством нулей и вдруг… показ еще не закончился, а на одном из торрент-трекеров появляется тот самый фильм. Те, кто еще не успел сходить в кино – качают, смотрят и, соответственно, никуда уже не идут. Продукт терпит убытки. Отсюда и ненависть к пиратам.

Но хочется заметить, что не все трекеры такие бессовестные. Большинство ресурсов блокируют и удаляют ссылки с раздачи на время показа картины в кинотеатре и тем самым идут на уступки правообладателям. Есть даже положительная сторона медали: когда заканчивается показ и рейтинг фильма постепенно идет вниз, торрент-движение максимально долго тормозит падение благодаря файлообмену. В данном случае пожелание пиратов, этаких Робин Гудов, создателям картины: делайте деньги на прокате, вам никто не мешает.

Но есть и другие проблемы. Уже после показа, благодаря торрент-ресурсам, создатели, например, теряют деньги на продаже DVD. Цена лицензионного диска, как правило, начинается от четырехсот рублей, ну а если покупать высокое качество картинки – и того дороже. Конечно, проще скачать.

Хотя не стоит забывать, что огромную конкуренцию авторам создают пиратские диски, и это без вмешательства файлообмена. Может быть, сначала на этом фронте порядки навести, а уж потом и торрент-трекеры обвинять?

К тому же, компакт-диски медленно, но уверенно начинают уходить в прошлое, а то, что продают возле метро и в переходах, порой даже страшно вставлять в DVD-плеер, особенно если прислушаться к запаху материала, из которого он изготовлен. Списки трекеров хоть не пахнут, да и среду окружающую не засоряют.

Говоря о новинках, все понятно, но что делать с авторским кино или старым фильмом 1956 года выпуска? Где нам теперь его найти? Обойти половину города и в лучшем случае услышать от продавца: не знаю, надо искать. Что касается регионов, там вопрос еще сложнее и не требует комментариев. Есть в нашей стране и такие места, где интернет уже провели, а на полках в ряду новинок пылится старый добрый «Титаник». Что же касается классики, да еще и зарубежной, то легче потерять желание просмотра, чем искать, заказывать и ждать.

Все как-то не так, но пиратство – зло, это факт. Говорить о музыке можно так же долго, и споров возникнет не менее. Но хотелось бы напомнить, что благодаря интернет-популярности многие известные на сегодняшний день артисты стали собирать залы, а к некоторым и подавно слава пришла через широкое обсуждение в Интернете. А может, оборудовать все радиоприемники встроенными купюроприёмниками и бросать по команде радио-ведущего пять рублей, если хочешь порадовать себя новым хитом? Как-то неудобно, но пиратство – зло.

Что же касается нелегального распространения игр, то здесь правообладателям, конечно, не позавидуешь, и их недовольство вполне обоснованно. Ломаная игрушка не намного хуже, в скором времени интерес к ней остынет и в закачку пойдет другая, следующая. Хоть и бывают случаи, когда испытав, так сказать, игру в работе, народ идет и покупает лицензионную версию, в твердой убежденности получить обновления и новые возможности. Одним словом, игроки знают, что делают.

Ну и конечно, одним из не менее страдающих от пиратов сегментом рынка интеллектуального труда, наверное, являются производители программного обеспечения. Ломаные, «залеченные» версии распространяются, заметим, не только через торрент-ресурсы, но также имеются в свободной продаже. К великому сожалению пользователей таким продуктом, обновлений и технической поддержки здесь быть не может, а если и будет, то недолго. Многие знают, что порой данный продукт, попадая в руки предприимчивого гражданина, находит широкое применение не только в личных целях, но и для достижения благосостояния – это зло.

Так кто же виновен в том, что правообладатели терпят убытки? Торрент-трекеры или производители некачественных дисков? Люди, которые любят кино и музыку, или жадины, которые не хотят за это платить? А может быть те, кто позволил таким проектам родиться и существовать? Странно, но пиратство – это плохо.