Сумеют ли янки задружиться с врагами?
На модерации
Отложенный
Несколько дней назад на закрытом заседании «военного кабинета» президент Обама обсуждал со своими ближайшими помощниками вопрос, сама возможность постановки которого еще несколько лет назад вызвала бы гневную реакцию обитателей Белого дома. Речь идет о начале переговоров с афганским движением «Талибан».
Напомним, что восемь лет назад США победоносно вторглись в Афганистан под предлогом по-исков виновников теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., которых якобы укрывали находившиеся у власти талибы. Их объявили международными террористами и быстро разбили. Правда, сделали это отнюдь не бравые американские рэмбо (которые лихо воюют лишь в кино, а в жизни предпочитают воевать издалека, с воздуха). Талибов разбили узбекские ополченцы из армии генерала Дустума, поддержанные Россией. Да талибы и не особенно сопротивлялись, справедливо полагая, что «против лома нет приема».
Позже выяснилось, что теракт был совершен явно с ведома крупных сил внутри самих США, а Усаму бен Ладена, обвиненного в его организации, никто толком и не ловил. К этому времени США решили главную стратегическую задачу. Они оказались в самом центре важнейшего геополитического узла. Ведь Афганистан граничит с рядом стран, вызывающих особое внимание Вашингтона, – Ираном, Пакистаном, Китаем. При этом под предлогом борьбы со все тем же «терроризмом» в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии были размещены натовские авиабазы, нависавшие над Россией и Индией. Так что теракт в Нью-Йорке произошел очень удачно для целей американской экспансии в этом регионе.
Талибы до поры до времени не проявляли особой активности. Но пару лет назад, придя в себя после поражения и получив активную поддержку собратьев в исламском мире, они взялись за дело куда более энергично. И тут-то американцам стало по-настоящему кисло. Потери оккупационных войск начали быстро расти, талибы стали исподволь захватывать под свой контроль все новые районы Афганистана. Американцы нарастили численность войск НАТО в этой стране. Но это никакого эффекта не возымело, за исключением резко возросшего недовольства афганской войной в стане союзников США. Стало ясно, что война затягивается до бесконечности. Америке пришлось смирить гордыню и попытаться обыграть талибов на фронте дипломатии.
Первые переговоры, организованные при посредничестве короля Саудовской Аравии Абдаллы, прошли в Мекке еще летом 2008 года. Занималось этим (с полного, разумеется, ведома Вашингтона), марионеточное правительство Карзая. Никакого успеха эти первые встречи не принесли. Талибы понимали, что они выигрывают войну и явно не собирались помогать американцам спасти лицо. На поклон к ним были вынуждены идти именно американцы, поэтому талибы могли позволить себе никуда не торопиться. Тем более, что в парламенте Афганистана есть различные фракции, которые готовы пойти навстречу талибам гораздо дальше, чем президент Карзай.
Проблема для американцев еще и в том, что под общим названием «Талибан» действует несколько группировок. Среди них есть так называемые «прагматики», которые стремятся к решению сугубо внутренних афганских проблем. Но есть и группировки, находящиеся под контролем стран, на которые они опираются. К ним относятся прежде всего Пакистан (межведомственная разведка которого, собственно, и создала в свое время движение «Талибан») и Иран. У правящих элит этих стран есть собственное видение будущего Афганистана, и они не предрасположены учитывать при этом интересы США.
Например, Пакистан стремится к созданию коалиционного правительства в Кабуле с весомым участием своих афганских подопечных. А уж о готовности Тегерана воткнуть шило в мягкое место Вашингтона там, где это возможно (а в Афганистане это более чем возможно) и говорить не приходится.
Между тем Барак Обама вынужден торопиться. Он сделал политическое урегулирование в Афганистане одной из центральных опор своей внешнеполитической платформы. Его популярность в условиях экономического кризиса падает, а на носу выборы в конгресс США, которые Демократическая партия может проиграть, лишившись большинства в палате представителей. Поэтому приходится идти на переговоры с ненавистными «международными террористами».
Барак Обама всеми силами стремится к достижению хотя бы какого-то прогресса в Афганистане. Это дало бы ему возможность начать вывод американских войск в 2011 году, что послужило бы опорой для его борьбы за второй президентский срок. Обаме меньше всего хочется дать республиканцам повод превратить провал в Афганистане в козырную карту предвыборной борьбы, коей в свое время сами демократы сделали провалы Буша в Ираке.
Поэтому американцы готовы договариваться не только с «умеренными» талибами, но и с «непримиримыми». Правительство Мальдив недавно подтвердило, что в начале января в столице архипелага прошли переговоры между афганскими властями и непримиримой оппозицией. И хотя спецпредставитель президента США Ричард Холбрук, комментируя этот факт, заявил, что «Соединенные Штаты никогда не сядут за стол переговоров с теми, кто не разорвал свои отношения с «Аль-Каидой»», ясно, что без согласия Вашингтона правительство Карзая ни на какие переговоры не пошло бы.
И вот теперь Обама намерен сделать новый шаг, начав общаться с талибами напрямую. Но у этой стратегии есть влиятельные противники. Пентагон уже заявил о намерении развернуть боевые действия в провинции Кандагар на границе с Пакистаном, где находится главная опорная база талибов. Не очень поддерживает переговоры с «непримиримыми» и ЦРУ, которое недавно арестовало одного из лидеров военного командования талибов, Абдул Гани Барадара, занимающегося переговорами с Кабулом.
Сам факт готовности США вступить в прямые переговоры с талибами подтверждает провал американской стратегии силового господства над миром. Но радоваться пока рано. На самом деле, несмотря на миротворческие заявления Обамы, американцы уходить из Афганистана не собираются. Слишком важна эта страна в долгосрочных замыслах мировой олигархии, операющейся на США. Господствующее положение Америки в мире ныне становится все более шатким. Вблизи Афганистана находятся три страны, которые представляют для гегемонии США потенциальную и все возрастающую угрозу. Это Китай, Индия и отчасти Россия. Поэтому вряд ли можно считать, что нынешние военные неудачи заставят известный своим упорством американский империализм покинуть страну, завоеванную такими затратами сил и средств. Они явно намерены, уходя, остаться в Афганистане. Отсюда и замысловатые политические маневры вокруг переговоров с талибами. Интрига закручивается все сильнее. Однако добром для американцев это все равно не закончится. Свидетельств этому в недавнем прошлом было больше чем достаточно.
Комментарии