Свобода падает в цене

На модерации Отложенный

Вот уж поистине: что пройдёт, то будет мило. Всего двадцати лет после крушения Стены оказалось достаточно, чтобы немцы (даже западные) затосковали по социализму времён ГДР.

Странное совпадение: на одну неделю пришлись сразу два заметных фантастических сценария – один был написан в Грузии, другой в Германии. Телекомпания «Имеди» и канал Sat. 1 показали своё видение нашего ближайшего будущего. И если грузинские журналисты лишь посыпали соль на раны своего народа, в итоге получив результат, прямо противоположный задуманному, то с немецким двухсерийным фильмом «Граница» (Die Grenze) всё гораздо сложнее. Это тоже провокация, но совершенно другого уровня.

Задолго до выхода фильма на его сайте http://www.die-grenze.de нам предлагали проверить себя на вшивость в ситуациях, из которых нельзя выбраться без моральных потерь. Например: «Смог бы ты предать друга, чтобы спасти свою семью?». Эта необходимость выбора между плохим и очень плохим наглядно иллюстрировала катастрофу гражданской войны в Германии, которую авторы фильма запланировали на… 2010 год.

В условиях экономического кризиса, обострившегося из-за террористических актов на предприятиях нефтепереработки, резко ухудшается обстановка на северо-востоке страны. Усиливается противостояние между неонацистами и «новыми левыми», которые объявили Мекленбург-Переднюю Померанию независимым социалистическим государством. В Ростоке возникает подобие Берлинской стены. Бред? Не будем спешить с выводами…

Накануне премьеры газета Bild опубликовала данные социологического опроса, который провели по её заказу сотрудники института исследования общественного мнения Emnid. Результаты шокировали Германию: почти каждый четвёртый из более тысячи опрошенных (23% у представителей восточных земель и 24% – у западных) признал, что иногда ему хочется, чтобы Берлинская стена по-прежнему стояла на своём месте.

Более того, примерно равная часть восточных и западных респондентов (15 и 16% соответственно) категорически заявила, что это вообще «лучшее, что могло бы случиться».

Дальше – больше. Около 80% «восточных» и почти 72% «западных» сообщили, что если им гарантируют работу, социальную защищённость и общественную безопасность, то они вполне представляют себя жителями социалистического государства вроде ГДР. Одновременно выяснилось, что главная демократическая ценность – свобода – уже не пользуется былой популярностью. Только 28% представителей восточных земель считают её основной политической целью, да и на западе (42%) она за последние годы подверглась большой «уценке».

Но самым тревожным симптомом авторы исследования считают готовность немцев поступаться политическими принципами за деньги. Каждый седьмой «восточник» и каждый двенадцатый «западник» признались, что на выборах могли бы продать свой голос любой партии, которая предложит им 5000 евро.

Похоже, что у фантастического сценария «Границы» вполне реальные корни: социализму а-ля ГДР есть за что зацепиться в наших головах. Как выясняется, у нас очень короткая память, если за 20 лет ползучей амнезии мы стосковались по Стене. Выходит, что те, кто пытался преодолеть её под пулями пограничников, погибли зря.

Да, триллер «Граница» – это в известной мере провокация. Но гораздо в большей степени – предупреждение: мы движемся куда-то не туда, и надо менять направление. Иначе кое-кто сочтёт фантастический сценарий достаточно удачным, чтобы реализовать его уже не на телевидении, а в обычной жизни. Однако считать этот фильм пророчеством хотелось бы меньше всего.