Сергей Караганов: Другая наша история

На модерации Отложенный

Решил написать необычную для себя в \"РГ\" статью. Я стараюсь писать по большей части о внешней политике. К тому же аналитично, отстраненно, иногда чуть насмешливо. Редко прибегаю к пафосу.

Сейчас не удастся. Уже месяцев десять у меня на столе или в сумках, которые я беру в поездки, поочередно лежат два увесистых тома книги \"История России. XX век\". Почти две тысячи страниц убористого текста, написанного большим коллективом российских и зарубежных авторов. Впрочем, все они русские по языку и культуре. Подавляющее большинство из них родились и выросли в Советском Союзе. Руководил этой фантастической работой профессор А.Б. Зубов.

Я узнал, что у истоков книги стоял великий русский - А.И. Солженицын, уже сделавший для познания россиянами своей ужасной истории XX века больше, чем кто бы то ни было. Впрочем, своими руками, умом и талантом сделавший больше, чем кто бы то ни было, и для изменения этой истории, нанеся \"Архипелагом ГУЛАГ\" смертельную рану коммунизму сначала в мире, а потом и в России, затем добив его \"Красным колесом\".

Книга \"История России\" будет вызывать сильные чувства у любого думающего россиянина. Вызывает она их и у меня. Изумление, радость, отторжение, негодование и в конце все-таки восхищение и благодарность.

Но сначала длинно процитирую концепцию книги: \"В 1917-1954 гг. самими русскими людьми были убиты десятки миллионов лучших граждан России, изгнаны из страны миллионы других. Невыносимые условия жизни, голод, нищета и репрессии привели к тому, что многие люди предпочли не создавать семьи, не рожать детей. В 1939 году народ России оказался втянутым в страшную мировую войну, стоившую нам десятки миллионов жизней... Нынешняя Российская Федерация и по населению, и по обжитой территории составляет немногим более половины той России, которая была в начале XX века. XX век - трагичнейшее для России столетие\".

Авторы и не пытаются претендовать на отстраненность. Они, как правило, люди с сильным религиозным чувством, не стесняющиеся давать моральные оценки.

Самое захватывающее в книге - ракурс, с которого авторы сумели взглянуть на нашу историю.

Подавляющее большинство авторов и читателей любой книги о русской истории - потомки победивших в гражданской войне большевиков и красноармейцев. Даже те, кто потом эту \"победу\" проклял, все равно мы - наследники победителей.

Книга написана с точки зрения тех россиян, которые когда-то проиграли гражданскую войну за будущее России. Но не перестали горько ее любить. И надеяться на ее возрождение.

Книга не только дает другой взгляд на нашу историю. Она возвращает в нее забытое и отвергнутое. Героев, полузабытой второй отечественной войны - Русско-германской 1914-1918 гг. Белых, героически бившихся, крестьян, поднимавшихся на сотни восстаний против режима. Она возвращает нам историю нашей Церкви, наших церквей.

Она возвращает нам тысячи имен наших людей. Эта первая в литературе по русской истории России книга не об истории государства, а об истории русского общества и русских. Русские для авторов - это все граждане, населявшие Российскую империю.

Текст очень часто вызывает обиду и отторжение.

Подобную той, какую многие из нас испытывали, когда читали о своей стране мало приятные заметки иностранцев. Но здесь писали русские. Да к тому же еще и отчаянные русские патриоты.

Отчаянные потому, что, решив написать правду, они не могли не обидеть всех. Духовных потомков белых - монархистов и либералов, которые сначала допустили революцию, а потом проиграли гражданскую войну. Людей, считающих себя демократами, - потому что их предтечи сначала бездарно проиграли февраль 1917 г., а потом уже они сами чуть не привели страну к окончательному развалу в 1990-х. Разумеется, россиян, ассоциирующих себя с коммунистами. Им, естественно, воздается больше всех. Но обидно и всем остальным.

Неприятно, когда полуоправдывают власовцев. Из-за того, что многие из них были сознательными борцами против советской власти. Но и тем, кто им готов сочувствовать, авторы не оставляют щелки. \"Армия Власова была обречена с самого своего создания, - пишут они, - в случае победы Гитлер бы не потерпел ее, в случае поражения ее не потерпел бы победитель - Сталин. Они жаждали правды после лжи большевистской пропаганды и мира после кошмара подсоветской жизни, но нацистская Германия дала им другую ложь вместо правды и вместо кошмара ГУЛАГа ужас братоубийства на стороне врага\".

В книге о трагической нашей истории много светлых страниц. С уважением и радостью пишут авторы о замечательных людях страны, о духовном подъеме, испытанном народом в годы войны. О поэтах и конструкторах, о десятках героев, отдавших за страну жизнь не только во время больших войн, но и в Афганистане, Чечне.

Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века. Каждому нужно понять главную мысль книги.

Вот какой ее увидел я. Мы - потомки миллионов белых и миллионов красных, убитых коллективизацией и голодоморами, и продразверсточников, продолжавших тайно верить, и рушивших церкви, репрессированных, и их охранников и палачей, мы, сильно поредевшие за XX век, миллионы русских, должны осознать, что своими самыми поступками и решениями выбираем судьбу - не только собственную, но и всей страны.

А значит, нужно отвечать за свой выбор. И что только от наших каждодневных полезных дел или безделья, мужества, трусости зависит то, какими будут общество и страна, как о нас напишут наши потомки в начале следующего века - с горечью или гордостью. Или просто, как о чем-то бывшем.

А если мы готовы отвечать за страну, мы должны завершить проклятый для России XX век. И перестать, например, играть в жутковатые пиаровские игры вокруг портретов Сталина - главного символа русской трагедии. Даже если с его именем, а не просто с матом бросались в атаку отцы и деды.

И теперь в духе русской \"теории каждодневных малых дел\". Книгу, естественно, дорогую и не всем доступную, надо оцифровать и разместить в Интернете. Чтобы миллионы русских могли узнать другую историю своей страны, сделали бы шаг, чтобы стать народом. И, пережив раздражение и отторжение, поблагодарить авторов за их патриотический труд.