Дели ищет поддержки России в Афганистане
На модерации
Отложенный
В прошлую пятницу состоялся блиц-визит российского премьер-министра Владимира Путина в Индию. «Были подписаны соглашения, в которые не очень верилось, потому что они казались слишком масштабными для однодневного рабочего визита премьера России в Индию, хоть и бурно развивающуюся, но не настолько же», - с издевкой, но недоуменно прокомментировал его результаты «КоммерсантЪ».
Действительно, подписанные в Дели соглашения выглядят более чем внушительно. Во-первых, Россия все же добилась новой, повышенной до $2,3 млрд долларов, цены на авианосный крейсер «Адмирал Горчаков», плюс $1,5 млрд для поставки для него самолетов. Во-вторых, подписаны соглашения о совместной российско-индийской разработке истребителя пятого поколения и поставок GPS-оборудования системы ГЛОНАСС для индийского гражданского и военного транспорта. Ну и, наконец, Москва получила предварительное согласие на строительство примерно половины из 16 запланированных Индией АЭС. Это значит, что Россия все же сумела сохранить свое традиционное первенство на индийском рынке вооружений. Сумела вопреки всему – вопреки потере лидерства в области военных технологий, вопреки ценовым конфликтам и хроническим затяжкам с выполнением индийских заказов. А ведь конкуренция была жесткой – достаточно сказать, что в начале 2008 года США пытались торпедировать соглашение по «Адмиралу Горчакову», предложив бесплатно передать Индии б/у авианосец «Китти Хоук» в обмен на приобретение ею 65 новейших палубных истребителей F/A-18E/F.
Особая значимость этих сделок для российского ВПК связана с тем, что министерство обороны Индии ранее объявило о массированной программе модернизации армии, на которую, по некоторым оценкам, за предстоящее десятилетие будет затрачено до ста миллиардов долларов. Наибольшее внимание из всех сделок приковывает к себе запланированное ВВС Индии приобретение 126 многоцелевых боевых самолётов общей стоимостью в десять миллиардов долларов. Такой масштабный тендер индийские военные проводят впервые, и решение будет приниматься исходя не только из технического превосходства той или иной модели, но и из геополитических соображений. Ибо выбор стратегических вооружений — это вопрос не только и не столько технологий, сколько выбор стратегического союзника. И как нетрудно догадаться по эпизоду с «Китти Хоук» нашим главным конкурентом в борьбе за эти заказы будет Америка. Примерно так же обстоит дело и с атомной программой Индии, стоимостью в десятки миллиардов долларов – заключив с Индией историческое соглашение по мирному атому, администрация Джорджа Буша-младшего открыла перед своей страной и ее союзниками по НАТО возможность перехватить некоторую часть этих громадных финансовых вложений. Но именно поэтому привезенная российским премьер-министром из Индии половинная квота на индийские АЭС и соглашение по совместной разработке истребителя пятого поколения говорит о том, что, несмотря на сближение и даже «атомный прорыв» в американо-индийских отношениях, своему старому союзнику Дели доверяет все же больше.
«Премьер-министр Индии в пятницу назвал Россию “краеугольным камнем нашей внешней политики и ценным стратегическим партнером”. Если Соединенные Штаты не проявят достаточной оперативности, достигнутые за последнее десятилетие значительные успехи в американо-индийских отношениях могут пойти насмарку. Активизировавшиеся интересы России на Индийском полуострове резко контрастируют с явным пренебрежением со стороны США, что фрустрирует и приводит в замешательство многих политических деятелей в Нью-Дели. Двусторонние связи не формируются и не поддерживаются сами собой. Если Обама будет по-прежнему пренебрегать Индией, другие государства – многие из которых рассматривают США как стратегического соперника – заполнят образовавшийся вакуум», - предупредил Белый Дом по результатам переговоров «The Wall Street Journal».
Однако проблемы американо-индийско-российского треугольника так просто не решаются – военно-политическое притяжение Индии к России и американское «пренебрежение» к ней диктуется не столько историей, сколько сегодняшними геополитическими интересами сторон.
Перед приездом Путина «влиятельный член Консультативного совета по национальной безопасности Индии» сообщил российским дипломатам, что Москва должна, вместе с Индией, Ираном и центральноазиатскими странами, начинать готовить «страховочную стратегию» на случай вывода войск НАТО из Афганистана для защиты своего среднеазиатского подбрюшья. «Канвал Сибал, бывший глава МИД Индии и посол в России, предупредил, что США хотят «избавиться от потерь в Афганистане так быстро, как это только возможно», - сообщила http://www.ft.com\">Financial Times прямо в день приезда российского премьера в Дели. Индию пугают назревающие переговоры правительства Карзая с талибами, на которые Запад дал ему «добро» на лондонской конференции, и она хочет позондировать Россию насчет возможности восстановить «Северный альянс». Однако подобные планы пугают НАТО, и Россия предпочитает сейчас избегать вмешательства в афганские дела и говорить о наркоугрозе, считает газета. Так что все, что услышали журналисты после окончания этих переговоров относительно Афганистана, свелось буквально к нескольким фразам. «Мы договорились интенсифицировать наши консультации по Афганистану и террористическим вызовам в регионе», - сказал премьер-министр Индии Манмохан Сингх. В свою очередь, Владимир Путин заявил, что Россия хорошо понимает озабоченность Индии относительно террористических групп, действующих против нее с территории Пакистана, что «это является предметом озабоченности всего региона и даже всего мира». И добавил: «Будем реалистами... Пакистан в последние несколько месяцев предпринял действия против этих групп. Мы должны поддержать эти усилия».
Американо-индийско-российский треугольник представляет собой благодатное поле для изучения парадоксов. Как Индия, так и Россия являются сторонниками многополярного мира, но при этом ни одна из них не желает скорого ухода США из Афганистана. Не желает, поскольку ни одна из них не верит в «хороших талибов» и опасается их прихода к власти. Но при этом если Россия, уже раз обжегшись в Афганистане, не желает вмешиваться в его дела, то Индия наоборот – после разгрома талибов она наладила весьма тесные отношения с Хамидом Карзаем, открыла здесь, помимо посольства в Кабуле, еще консульства в Кандагаре и Джалалабаде, вложила в Афганистан свыше миллиарда долларов в качестве инвестиций и помощи и занимается здесь строительством дорог.
Вся эта бурная активность вызывает неприкрытое возмущение Исламабада, традиционно рассматривающего Афганистан входящим в сферу своего влияния. И сейчас, когда Барак Обама, прислав в Афганистан на полтора года еще 30 тыс. солдат в качестве «приливной волны», одновременно заявил о неизбежном начале вывода всех американских войск по истечении этого срока, у Исламабада появился мощный инструмент давления на Вашингтон. Поскольку если пакистанская армия не вытеснит афганских талибов со своей территории, то американская армия не сможет разгромить их по другую сторону границы. Цена, которую требует Исламабад за подобное сотрудничество, хорошо известна – возвращение талибов к власти и уход Индии из Афганистана.
Вашингтон уже практически согласился с первым и, по мере приближения обамовского дедлайна, будет вынужден согласиться и со вторым – думается, что именно давление афганской войны вынуждает администрацию Барака Обамы демонстрировать сейчас некое «пренебрежение» к индийским интересам. Последняя это понимает, но уходить из Афганистана не намерена - отсюда и ее сближение с Москвой с предложением обдумать «страховочную стратегию» противодействия талибам. Отсюда же и массированные закупки российского вооружения - ведь союзником Пакистана выступает сейчас не только США, но и Китай. Ссориться с которыми из-за выработки этой стратегии Москва судя по тому, с какой скоростью российский премьер покинул индийскую столицу, пока явно не имеет никакого желания.
Автор - политический обозреватель \"Евразийского Дома\"
Комментарии