Условие Евросоюза — выполнение Хартии о языках

На модерации Отложенный

Украина — в ожидании начала новой эпохи. 20 лет усиленной украинизации не изменили коренным образом давно сложившегося факта: наша страна не является моноязычной, в ней есть два основных языка — украинский и русский. И те, для кого русский — родной, далеко не маргинальная группа — иначе их кандидат Виктор Янукович просто не смог бы победить на выборах.

Поэтому естественно, что часть граждан, говорящая на русском, должна иметь такие же права, как и их украиноязычные соотечественники. Это, кстати, одно из условий нашей «европерспективы» (проще говоря — вступления в ЕС), обозначенной в резолюции Европарламента от 25 февраля 2010 года. Пятый пункт этой резолюции призывает Украину выполнять взятые на себя обязательства по Хартии языков нацменьшинств.

Конечно, логично было бы ввести второй госязык, но, во-первых, нынешняя ситуация в парламенте это сделать не позволяет (нужно 300 голосов для изменения Конституции), во-вторых, слишком резкий поворот курса не будет воспринят частью населения, особенно на западе Украины, вызовет серьезную напряженность внутри страны. Наиболее правильно решать проблему через принятие серии законов в духе европейской Хартии. Главный принцип — добровольность и свобода выбора. Хочешь учиться (судиться, общаться с властью) на украинском — должен иметь возможность. Но если хочешь на русском — это твое право также должно быть реализовано.

ОБРАЗОВАНИЕ. Начиная с 1991 года, число русских школ в Украине сократилось в разы. Причем согласия на это родителей учеников никто не спрашивал. Особенно критична ситуация в Киеве, где осталось 6 русских школ, а детсадов с русским языком обучения вообще нет. Кроме того, в Киеве практически невозможно получить высшее образование на русском. Активная украинизация в последние пять лет велась и на русскоязычном юго-востоке Украины. Во многих городах там большая часть школ на украинском, а младшие классы — почти все на «держмове». По планам прежней власти, образование во всех вузах страны должно до 2012 года быть на украинском (последний момент должен был заставить родителей отдавать детей именно в украинские школы — чтобы те могли нормально учиться в вузах). Последствия украинизации очевидны: выпускники украинских школ из русскоязычных семей не знают толком ни украинского, ни русского, а говорят и пишут на суржике. «Учить можно сколько угодно языков, но обучаться различным предметам надо на родном, иначе развитие ребенка тормозится, — говорит нардеп-регионал, глава движения «Русскоязычная Украина» Вадим Колесниченко. — Уже сейчас мы получаем безграмотную молодежь, которая пишет с ошибками на обоих языках, а иногда и вовсе — русские слова украинскими буквами».

ПЕРЕМЕНЫ. Но сдвиги ожидаются. Новый министр Дмитрий Табачник уже пообещал, что язык внешнего тестирования в 2010-м будет по выбору выпускника, а в глобальном плане планирует решить проблему через обязательное написание заявления родителями при поступлении их ребенка в школу (или абитуриентом при вступлении в вуз) о том, на каком языке должно быть обучение. Как объяснил Колесниченко, классы или группы обучения с языком, отличным от основного, должны создавать, если есть минимум 5 заявлений.

Все эти моменты должны быть закреплены законом.

Вопрос — когда эта программа стартует? Теоретически можно успеть уже с начала следующего учебного года (то есть с 1 сентября). Колесниченко, правда, сомневается, что управятся так быстро, но Марина Петкова, пресс-секретарь вице-премьера по гуманитарным вопросам Владимира Семиноженко, сообщила нам, что вопрос о выборе языка внешнего тестирования будет решен положительно уже в ближайшие дни. Что касается других предложений, они будут обсуждаться на совещании у Семиноженко во вторник или в среду.

«КАК БУДЕТ 2 ГОСЯЗЫКА, ВЫБЕРЕТЕ»


В БЮТ к деукраинизации относятся негативно. «Есть госязык, и образование должно быть на нем, — убежден нардеп Андрей Шкиль. — Будет у нас два госязыка — можно будет выбирать. А сейчас надо выполнять закон. Украинский и так в худшем положении, а если не защищать его, то он просто исчезнет. Я боюсь, что он все равно исчезнет, но не хотелось бы, чтобы это случилось при моей жизни... Что касается Хартии языков нацменьшинств, то я хотел бы увидеть хоть одну турецкую школу в Германии... Европа не может требовать от нас того, чего не выполняет сама».

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ С КИНО, СУДАМИ И ТВ

Еще одной сферой, где русский язык находится в дискриминированном положении, является кино. Приказом министра культуры в начале 2008 года иностранные фильмы разрешены были к показу только на украинском языке или на языке оригинала с украинскими субтитрами, что исключило показ западных фильмов на русском языке. По словам нардепа-регионала Вадима Колесниченко, это является нарушением толкования Конституционного суда, по которому фильм должен иметь или украинский дубляж, или украинские субитры, причем в случае субтитров язык показа может быть любым. «И поскольку приказ незаконен, нужен всего лишь новый приказ нынешнего министра культуры, чтобы его отменить, — говорит Вадим Колесниченко. — Думаю, уже в течение месяца, когда Михаил Кулиняка решит кадровые вопросы, такой приказ появится».

ТВ И РАДИО.
Сейчас действует норма, при которой 75% всего вещания теле- и радиокомпаний должно быть на украинском языке, а для новых телеканалов и радиостанций — до 100%. Как рассказала нам нардеп-регионал Елена Бондаренко, эти нормы устанавливаются законом. И уже существует законопроект, поданный еще летом 2009-го самой Бондаренко и Владимиром Ландиком, который предлагает сократить обязательную норму украинского языка до 50% на центральном ТВ, а нормы регионального ТВ определять, исходя из состава населения региона. Но его рассмотрение в комитете по науке и образованию тормозят депутаты от БЮТ и НУНС.

СУДЫ И ВЛАСТЬ.
Согласно закону, ни один человек не может написать заявление или обращение в госорганы ни на одном языке, кроме украинского. Только на украинском может происходить и судебное разбирательство (на практике судятся и на русском, но официально — это нарушение и может использовано во вред одной из сторон тяжбы). Проблема с судами и госорганами также решается только через принятие соответствующих законов. По словам Вадима Колесниченко, они уже готовятся.