Откуда возникают российско-финские споры из-за детей?
На модерации
Отложенный
Конфликт между проживающими в Финляндии супругами Рантала и местными органами социальной опеки, которые направили в приют их семилетнего сына, имеющего двойное российско-финское гражданство, не уникален.
Конфликт между проживающими в Финляндии супругами Рантала и местными органами социальной опеки, которые направили в приют их семилетнего сына, имеющего двойное российско-финское гражданство, переходит в область международного права.
Как заявил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, приехавший в Финляндию для обсуждения путей решения проблемы со всеми заинтересованными сторонами, родители Роберта Рантала могут прибегнуть к помощи международного правосудия для защиты своих прав.
Тем временем, глава российского МИД Сергей Лавров высказался за подготовку международных соглашений по семейным вопросам с Финляндией и другими странами.
Органы социальной опеки финского города Турку, где проживает семья Рантала, считают мать мальчика, россиянку Ингу, угрозой для него. Поводом для помещения Роберта в приют стали произнесенные им в школе слова, что мама как-то шлепнула его и что семья может увезти его в Россию.
В результате социальные работники направили в суд заявление с требованием лишить родительских прав Ингу Рантала, в ее отношении было возбуждено уголовное дело. Россиянка проживает в Финляндии уже около 10 лет,
15 марта ее сын, после месяца в приюте впервые получивший возможность пойти в школу, сбежал после уроков домой к родителям.
Отец ребенка, гражданин Финляндии Вели-Пекка Рантала, расценивает действия финских властей в отношении ребенка как \"произвол\" и ездил в Россию, чтобы заявить о своем намерении получить российское гражданство.
Наблюдатели отмечают, что подобные случаи с россиянами в Финляндии происходят нередко и связывают это как с межкультурными различиями, так и с особенностями местной системы охраны прав детей.
По мнению некоторых экспертов, в данном случае Россия заинтересована в широкой огласке истории – чтобы улучшить свои позиции в области защиты прав ребенка на международной арене.
\"Системное решение\"
Попытки решить конфликт между российско-финской семьей и органами опеки неделю назад вышли на дипломатический уровень. Главы МИД России и Финляндии на переговорах в Москве сошлись на том, что проблему будут решать уполномоченные по правам ребенка двух стран.
\"Делая все необходимое, чтобы данная конкретная ситуация разрешилась в интересах Роберта Рантала и с учетом интересов его родителей, мы будем добиваться в отношениях с нашими партнерами, которые проявляют активность в вопросах усыновления российских детей, а также партнерами, которые так или иначе испытывают проблемы, связанные со смешанными браками, заключения соответствующих соглашений\", - сообщил Сергей Лавров во вторник 16 марта.
\"Я убежден в необходимости выработки системных решений, специальных договоров об оказании взаимной правовой помощи по семейным, гражданским делам, по делам, связанным с усыновлением и смешанными браками\", - отметил глава российского внешнеполитического ведомства.
В свою очередь, глава МИД Финляндии Александер Стубб признал, что проблема семьи Рантала находится в правовой сфере и \"это не в области МИД Финляндии\".
\"У нас есть социальные власти, которые рассматривают такого рода вопросы - я не могу вмешиваться в их работу\", - сказал он.
Ранее находящийся в Финляндии детский омбудсмен Павел Астахов заявил, что в отношении Роберта были нарушены права ребенка, закрепленные в конвенции ООН и других европейских и финских документах.
По его словам, органы соцзащиты должны были предложить родственникам Рантала взять мальчика под временную опеку или поместить его в замещающую семью, прежде чем передавать в приют.
\"Семья Рантала, возможно, обратится с обжалованием действий органов опеки и социальной защиты города Турку в местные и международные судебные инстанции\", - сообщил Астахов.
Павел Астахов пояснил, что в приюте ребенок получил психологическую и физическую травму – один из детей бросил в него куском льда: \"Роберт жаловался на то, что в приюте с ним обращались грубо и жестоко\".
\"Взять штурмом\"
На следующий день после возвращения Роберта Рантала домой Антифашистский комитет Финляндии, возглавляемый представителем семьи Рантала Йоханом Бекманом, выставил посты \"народной дружины\" возле их дома.
\"Инга категорически отказалась вернуть сына, Роберт протестует против возвращения в приют, забрать мальчика из дома финские власти смогут только, взяв квартиру штурмом, - рассказал ИТАР-ТАСС Бекман. - Чтобы этого не допустить, мы выставили вокруг дома посты по два человека, которые регулярно сменяют друг друга\".
Павел Астахов сообщил Би-би-си, что российские посольские работники ведут переговоры с целью избежать силовых действий со стороны органов социальной защиты.
\"Чтобы ни в коем случае ни полиция, ни сами они не врывались в дом, не хватали ребенка, потому что ребенок и так находится в психотравмирующей ситуации, - пояснил омбудсмен. - Он еще не отошел от стресса и очень не хочет возвращаться в приют, поэтому он сейчас нуждается просто в спокойствии\".
\"Я настаиваю на том, что лучшее воспитание, чем в семье, ребенок не получит.
Ребенок демонстрирует устойчивую привязанность и желание жить с мамой и с папой, оставаться в семье\", - уверен Астахов.
В интервью российскому \"Первому каналу\" отец Роберта Вели-Пекка Рантала сообщил, что очень переживает из-за сложившейся ситуации и надеется на получение российского гражданства.
\"Я не хочу больше, они [финские власти] принимают ужасные решения. Я хочу, чтобы это решилось позитивно\", - сказал он.
Бабушка мальчика Людмила Войнова, проживающая в Санкт-Петербурге, вышла в начале марта на пикет к зданию генконсульства Финляндии, но не добилась встречи с консулом.
Перед приездом Астахова Инга Рантала заявила в интервью РИА \"Новости\": \"Если ему не удастся решить этот вопрос, мы будем просить вывезти нас на территорию России в полном составе семьи\".
Официальных комментариев с финской стороны пока не поступало. Представители Финляндии ссылаются на конфиденциальность, обязательную в работе местных социальных служб с их подопечными.
Это не первый российско-финский скандал, связанный с детьми. В прошлом году суд в Финляндии приговорил россиянку Римму Салонен к полутора годам заключения условно за похищение собственного сына Антона.
Салонен обвинялась в том, что после развода она вывезла ребенка в Россию без разрешения отца. Российская сторона, в свою очередь, обвинила отца Антона, Пааво Салонена, в похищении ребенка из России: он вывез сына в Финляндию в машине сотрудника финского генконсульства.
Межкультурные различия
Как пояснила в интервью Би-би-си юрист из Хельсинки Наталья Мальгина, в Финляндии достаточно \"низкий порог\" тревожных сигналов из семьи, который дает возможность органам опеки принимать меры в отношении ребенка.
\"В Финляндии живет всего 5 млн человек. Все тесно связано: любой человек знает о том, что происходит у соседа не то что во дворе, а на кухне, - говорит Мальгина. - Все друг за другом следят, и это, конечно, очень эффективно, всячески поддерживается и приветствуется самим обществом. В 10% случаев это оправданно\".
Эксперт задается вопросом: как провести грань между ситуациями, которые действительно требуют вмешательства органов опеки, и обычными бытовыми конфликтами?
По ее словам, повышение голоса на ребенка или шлепок в Финляндии воспринимается как проявление агрессии.
\"У финнов в принципе другой темперамент и другое отношение к детям, - отмечает Наталья Мальгина. - Русские мамы постоянно в ужасе от того, насколько распущенно себя ведут местные дети и насколько сильное неуважение они проявляют к взрослым\".
\"Конечно же, в российском представлении такое невозможно: должна быть четкая субординация, ребенок должен знать свои границы и так далее. Эту разницу объяснить финским органам опеки и попечительства очень сложно\", - заключает юрист.
Эксперт по странам Северной Европы Николай Мейнерт подтвердил Би-би-си, что в Финляндии существует жесткая система защиты прав ребенка.
\"Ребенок действительно может позвонить в специальную службу, пожаловаться, что с ним плохо обращаются, и тогда будут проверки и могут родителей наказать\", - отмечает Мейнерт.
По словам Павла Астахова, сейчас в Финляндии из семей изъято больше 10 тысяч детей.
Можно ли урегулировать подобную ситуацию до отправки ребенка в приют? Юрист Наталья Мальгина уверена, что это вполне под силу родителям.
\"Как только звонит такой тревожный звоночек, нужно самим \"идти на поклон\" в органы опеки и попечительства и говорить – мы знаем, что существуют тревожные сигналы, мы сами разберемся и вам сообщим, как мы разобрались\", - пояснила Мальгина bbcrussian.com.
\"Нужно знать, как работать с этой системой, и поэтому наплевательство или предположение, что ваша квартира – это крепость, в Финляндии невозможны, - уверена юрист. - Здесь нельзя идти против государства, здесь нужно идти с государством в ногу\".
Политический аспект
Николай Мейнерт задается вопросом, почему в России не единичный, в сущности, инцидент с семьей Рантала получил такую огласку, в то время как финские СМИ пишут о нем гораздо меньше – по сравнению с той же историей Риммы Салонен.
По мнению эксперта, здесь играет определенную роль положение России в сфере защиты прав детей, которое во многом выглядит небезупречно, поскольку Москва не подписывала ряд международных документов.
\"Это заставляет российское руководство достаточно рьяно выступать на защиту прав своих граждан тогда, когда они считают, что их права ущемляются и когда у них реально появляется повод это сделать\", - говорит в интервью Би-би-си Мейнерт.
Однако и в Финляндии есть определенный катализатор широкого освещения такого рода историй, уверен эксперт.
\"Мне кажется, что сейчас очень многое из происходящего в Финляндии приобретает политическую окраску в силу того, что там появился довольно активный защитник интересов россиян – финн, сотрудник Хельсинкского университета Йохан Бекман\", - считает Николай Мейнерт.
\"Он пытается из каждого случая сделать некую пиар-акцию. Поэтому многое, что, может быть, проходило бы незамеченным в другой ситуации, сразу приобретает общественный резонанс\", - резюмирует эксперт.
Комментарии
Все, о чем мы здесь судачим имеет прямое отношение к России.