Патриарх - высокопоставленный государственный чиновник?

На модерации Отложенный

Посещение патриархом Кириллом Национального исследовательского ядерного университета МИФИ вызвало скандал: часть студентов возмутилась тем, что перед визитом во дворе МИФИ был срочно установлен поклонный крест, участников встречи с патриархом из числа студентов собирали по разнарядке, на время визита отменяли занятия. Студенты-активисты считают, что такого не должно быть в светском вузе и в стране, где действует принцип свободы совести и церковь отделена от государства. Они собирают подписи под обращением к ректору и под обращением в прокуратуру.

После интронизации Кирилла православная церковь усилила миссионерскую работу среди молодежи. Казалось бы, некое отторжение этой миссии со стороны студенчества естественно. Другое дело, что конфликт носит не богословский характер и происходит не внутри дискуссии верующих с неверующими. Дискуссии как раз никакой нет — не считать же ею ответ патриарха на заранее подготовленные три вопроса: грешно ли внедряться в сердце атома, носит ли темная материя демонический характер и как оградиться от грязи в интернете.

Руководство вуза ведет себя так, как будто патриарх — высокопоставленный государственный чиновник.

Отсюда эти «потемкинские» кресты и «подарки» — в МИФИ Кириллу присвоили почетную степень доктора. Легко себе представить, что Владимир Путин, например, случись ему приехать в МИФИ, тоже получил бы какую-нибудь почетную степень, встретился со специально отобранными студентами, ну а место поклонного креста в сценарии занял бы какой-нибудь физико-технический аттракцион, в котором дали бы поучаствовать премьеру.

Студенты не хотят, чтобы государство в лице руководителей вузов навязывало им какие-либо религиозные форматы. Но руководители вузов видят, что РПЦ сближается с государством, а высшие иерархи — с высшими чиновниками. Высших чиновников нужно ублажать, чтобы иметь гарантии карьеры и финансирования. А высших иерархов — потому что они близко общаются с высшими чиновниками. Кстати, в этом смысле гораздо очевиднее присвоение патриарху почетной степени доктора Российской академии государственной службы, случившееся в конце декабря.

Проблема в том, что миссия церкви тут страдает. Чиновникам не верят, но от них зависят и потому боятся. Будут ли верить иерархам, от которых зависят и потому боятся?