Фрау главковерх и мадам министр обороны
На модерации
Отложенный
В публикациях и выступлениях о месте и перспективах реализации возможностей и способностей представительниц слабого пола в армейской среде подавляющее большинство рассуждений обычно сводится к тому, может ли женщина стать этакой «солдатом Джейн», соответствует ли она этому образу и целесообразно ли это вообще. Хотелось бы обратить внимание и на другие обстоятельства, связанные с причастностью женщин к делу обороны страны.
Приметой последних лет стало решительное вторжение представительниц слабого пола в политику, занятие ими самых высоких государственных постов. При этом нередко глава государства одновременно является и Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Естественно, в этом случае политик не может себе позволить быть некомпетентным в вопросах обороны и безопасности, тем более если речь идет о мощных и развитых странах.
Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая принадлежит к числу самых влиятельных женщин мира, в военный период получает право командования бундесвером. Готова ли она к этому? Достаточно сказать, что в политической борьбе фрау Меркель заслужила пусть и неоднозначную, но бесспорную славу «мужеубийцы». При этом для ее политического стиля характерны сдержанность, логичность, умение убеждать, приоритет интересов дела и нежелание предавать огласке свою личную жизнь, отказ от использования своих преимуществ как женщины, способность к компромиссам во имя общенациональной цели, умение извлекать выгоду из того, что ее противники недооценивают. Словом, она сполна обладает тем, что порой отсутствует у политиков-мужчин.
В последние годы расширилась и практика назначения женщин на самые ответственные и высокие должности «по военной линии». Вплоть до того, что они становятся во главе оборонного ведомства. Подобное имело место в Исландии, Финляндии, Чехии, других странах.
Например, в течение ряда лет с обязанностями министра обороны Франции успешно справлялась элегантная Мишель Алльо-Мари. Это нисколько не препятствовало Пятой республике быть постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладать ядерным оружием и по-прежнему подчеркивать свою самостоятельность в отношениях с партнерами по НАТО. С избранием летом 2007 года президентом страны Николя Саркози Алльо-Мари сохранила «силовую» специализацию, заняв в новом правительстве кресло министра внутренних дел.
В начале июля 2007 года впервые в истории японской политики на пост главы военного ведомства была выдвинута представительница прекрасного пола Юрико Коикэ. Ранее она была советником премьер-министра Японии по национальной безопасности, а за несколько лет до этого - популярной ведущей одного из центральных телеканалов. Несмотря на недолгий - менее двух месяцев - срок пребывания госпожи Коикэ в должности, сам факт подобного назначения для Страны восходящего солнца, где жив самурайский дух и чтят традиции, беспрецедентен. Особенно если учитывать, что в последние годы Токио активно меняет свои подходы к обороне, намереваясь отказаться от статус-кво, сложившегося после Второй мировой, не позволяющего Японии обладать вооруженными силами, и внести соответствующие поправки в конституцию. Симптоматично, что непродолжительная служебная деятельность Юрико Коикэ как раз совпала с преобразованием японского Управления национальной обороны в полноценное министерство.
В современной политической практике есть еще более радикальные примеры. По всей видимости, самый революционный подход к подбору кандидатуры на пост министра обороны продемонстрировала в 2008 году Испания. Выбор премьер-министра Родригеса Сапатеро пал тогда на 37-летнюю Карме Чакон. Самое удивительное в другом: Чакон к моменту назначения на должность находилась на седьмом месяце беременности.
Думается, и Сапатеро, и сама Чакон отдавали себе отчет во всех возможных последствиях такого шага. Следует учесть, что все произошло в стране, где одна из самых консервативных армий Европы еще в 1981 году пыталась совершить фашистский путч. При этом ранее Карме именовала себя «убежденной пацифисткой» и увлекалась написанием стихов. В итоге Чакон стала командовать армией, которая причастна к выполнению военных миссий в Косове, Ливане и Афганистане и несет при этом существенные потери.
Ассоциация испанских военных расценила состоявшееся назначение как «жест презрения» и «провокацию против армии».
Однако жизнь шла своим чередом, и Карме Чакон, став министром обороны 14 апреля, в июне благополучно родила мальчика, для чего ей пришлось уйти в краткосрочный декретный отпуск. Тем самым создан мировой прецедент, когда ребенок появился на свет у действующего главы оборонного ведомства.
До этого она успешно принимала военный парад в Мадриде. Когда Чакон впервые обходила почетный караул, на лицах генералов была заметна улыбка. Министр совершила и 24-часовую поездку в Афганистан, где дислоцируется контингент испанских войск, а также осмотрела расположения солдат-миротворцев из Словении и Албании. По словам Чакон, решение о поездке она приняла после консультации с врачом. Министра сопровождали гинеколог, анестезиолог и врач-педиатр. Помня о своем призвании, свои инспекции в горячие точки Чакон назвала «символом борьбы с дискриминацией, которую испытывают на работе в Испании многие беременные женщины».
По утверждению людей, знающих Чакон по политической деятельности, самая характерная ее черта - «невероятная самодисциплина». Это качество помогает министру общаться с офицерами и генералитетом и руководить ими. Некоторые эксперты Карме Чакон рассматривают наиболее вероятной преемницей премьер-министра страны. В конечном итоге испанские консерваторы оригинальное назначение вынуждены были принять. Армия же и генералитет недовольства не продемонстрировали.
Подытожим: женщина во главе оборонного ведомства вовсе не нонсенс и не исключение из правил, а процесс феминизации силовых структур в различных странах набирает обороты.
Возможно ли такое в России? Действительно, пока трудно себе представить, чтобы, например, парад на Красной площади в Москве принимала представительница прекрасной половины человечества. На первый взгляд может показаться, что этого не позволяют отечественные традиции. Достаточно вспомнить, что среди принимавших когда-то парад был и сам легендарный маршал Жуков.
Но времена меняются, и вовсе не настаивая на необходимости назначения женщины на пост министра обороны России, все же ее вероятность сегодня нельзя отрицать абсолютно. Еще совсем недавно казалось совершенно невозможным, чтобы главой военного ведомства стал гражданский человек. Как один из аргументов в пользу такой позиции использовались ссылки на отечественную традицию. Де-факто же страна имеет гражданского министра обороны вот уже в течение нескольких лет.
Кроме того, женщины в здании на Арбате, в том числе находящиеся на самых ответственных должностях, уже давно не редкость. Все началось, пожалуй, в бытность министром обороны Сергея Иванова. Тогда на пост заместителя министра по финансово-экономической работе была назначена Любовь Куделина, в компетентности которой вряд ли можно усомниться. С приходом же к руководству военным ведомством Анатолия Сердюкова представительницы прекрасного пола в Министерстве обороны стали встречаться, можно выразиться, повсеместно. Хотя в ряде случаев состоявшиеся назначения воспринимаются неоднозначно, в целом присутствие женщин в высших кругах оборонного ведомства не вызывает отторжения у военных профессионалов.
О том, что нельзя исключать возможности назначения представительницы прекрасной половины человечества на пост министра, говорит и их представленность в составе сегодняшнего российского правительства. И судя по всему, руководство государства удовлетворено их работой и профессиональными и деловыми качествами.
В конечном итоге следует учитывать, что министр обороны - фигура политическая. Этот род деятельности женщинам не чужд, многие из них, безусловно, обладают необходимыми для этого способностями. Среди российских женщин немало весьма достойных кандидатур. Как известно, наша женщина, если надо, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Василий БЕЛОЗЕРОВ
кандидат политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов
Комментарии