Саркози получил пощечину

На модерации Отложенный

Президент Никола Саркози получил пощечину от французских избирателей. Его партия проиграла оппозиционным социалистам уже в первом туре региональных выборов, что с большой вероятностью означает полный разгром во втором, уже через неделю. Не помогли и «паровозы»: результаты 20 членов правительства, выдвигавшихся в региональные парламенты, не сулят им ничего хорошего.

Французские социалисты возвращают себе статус ведущей политической силы страны. В ходе первого тура региональных выборов, прошедших в минувшее воскресенье, они опередили партию президента Никола Саркози – Союз в поддержку народного движения (СПНД). Это последние общенациональные выборы перед избирательной кампанией 2012 года, когда французы будут выбирать президента и парламент.

По данным французского МВД, отвечающего за подведение итогов выборов, оппозиционные социалисты набирают 29,48% голосов, в то время как сторонники президента – только 26,18%. По итогам выборов 2004 года социалисты получили контроль над 20 из 22 регионов. Сейчас они могут претендовать на то, чтобы взять власть в двух оставшихся, на Корсике и в Эльзасе.

Соцпартия оставила за собой 13 из 22 регионов континентальной Франции, причем в регионе Южные Пиренеи ее преимущество составило 19%. В регионе Пуату-Шаранта список социалистов во главе с Сеголен Руаяль, соперничавшей на президентских выборах с Саркози, получил более 40%, притом что против нее СПНД выставила министра транспорта Доминика Бюссро.

Во втором туре выборов, который пройдет в воскресенье, 21 марта, смогут участвовать только списки, преодолевшие 10-процентный барьер. Избирательные объединения, получившие от 5 до 10%, могут до вторника объявить о своем присоединении к более удачливым партиям. Общий список должен быть согласован и представлен в региональные префектуры до субботы.

Социалисты могут рассчитывать на заключение союзов с «зелеными» и коммунистами, шедшими на этих выборах в составе коалиции «Левый фронт». Их общий результат превосходит 50%.

«Французы послали ясный и сильный сигнал. Они выразили свой отказ видеть Францию разделенной, запуганной и ослабленной», – победно объявила перед телекамерами лидер социалистов Мартин Обри. Соцпартия уже начала консультации с «зелеными», чьи списки в регионах собрали в общей сложности 12,47% голосов. Переговоры с Даниэлем Кон-Бендитом, бунтарем во время парижской студенческой революции 1968 года, пройдут в «дружеской обстановке».

Правые силы ищут объяснения в низкой явке избирателей. На этих выборах к урнам для голосования не пришли рекордные 53% французов, имеющих право голоса. Низкая явка «не позволяет делать выводы на национальном уровне», заявил премьер-министр Франсуа Фийон и добавил, что во втором туре выборов «все остается открытым». Второй человек в правительстве, госминистр и министр экологии, энергетики и устойчивого развития Жан-Луи Борлоо показался совсем уж оптимистом, заявив, что «СПНД показал результат, не слишком отличный от 2004 года». Действительно, шесть лет назад правоцентристы получили даже меньше, чем сейчас, порядка 22%. СПНД выиграл только в девяти регионах, и сейчас у сторонников Саркози практически не осталось союзников, на чьи голоса они могли бы рассчитывать во втором туре.

Президент предпочел собрать предвыборную коалицию правых сил до первого тура, рассчитывая, по его собственным словам, на «динамику победы», которая даст результаты и через неделю.

У всех министров правительства Франсуа Фийона, возглавивших списки СПНД, практически нет шансов на выигрыш во втором туре.

Во Франции нет запрета на совмещение государственных должностей, и удачливые политики могут одновременно быть депутатами, региональными советниками и мэрами городов. В этот раз ни один из восьми министров и их заместителей, баллотировавшихся в президенты регионов, не собрал достаточного числа голосов, чтобы выиграть во втором туре. Список СПНД на Гваделупе во главе с госсекретарем по делам заморских территорий Мари-Люс Пеншар во второй тур даже не прошел.

Такой результат можно признать «пощечиной правительству Никола Саркози», пишет коммунистическая газета L\'Humanité.

«Это было протестное голосование против политики правительства и Никола Саркози, который практически подчинил французскую политическую жизнь одной партии и, соответственно, несет всю ответственность за последствия экономического кризиса», – заявила «Газете.Ru» профессор МГИМО Евгения Обичкина. Многие обещанные три года назад Саркози реформы, в том числе попытка сделать прозрачной банковскую систему, забуксовали. «Главный пункт его программы – «больше работаете, лучше живете» – не выполнен», – считает эксперт.

Не все, однако, разделяют точку зрения, что слабый результат партии Саркози показывает силу левых. По мнению газеты Le Figaro, незаинтересованность французов не позволяет говорить, как социалисты, о «вотуме недоверия Саркози». Именно не пришедшие на выборы, добавляет, в свою очередь, газета La Croix, стали «самой большой партией Франции», а не социалисты или правоцентристы.

«Это не вотум доверия левым, – соглашается Обичкина. – На местном уровне они могут неплохо себя проявлять, предлагая меры, направленные на активизацию экономической сферы в том или ином регионе. Выборы в национальное собрание или президента – это совсем другой уровень, и едва ли левым удалось бы на них добиться такого результата».

Как свидетельствуют опросы, проведенные социологической службой CSA, большинство избирателей, голосуя, не руководствовались общегосударственными соображениями. Только 32% опрошенных хотели показать свое неудовлетворение политикой Саркози. Правда, в поддержку президента голосовали еще меньше – только 10%.Ультраправые силы также показали неплохой результат.

«Национальный фронт» под руководством бессменного Жан-Мари Ле Пена набрал 11,74% голосов, причем список, по которому баллотировался сам лидер националистов, набрал в регионе Прованс—Альпы–Лазурный берег целых 20,29%. Коммунисты и их союзники по «Левому фронту» на пятом месте с 5,84% голосов. Разочаровывающий результат показало Демократическое движение Франсуа Байру, на президентских выборах 2007 года занявшего третье место. Центристскую партию поддержало вдвое меньшее число избирателей, чем еще на прошлогодних выборах в Европарламент, – только 4,2%.