СНВ в интересах Москвы

На модерации Отложенный

Накануне подписания договора по СНВ РФ и США не согласовали вопрос увязки наступательного и оборонительного вооружения. Об этом стало известно из заявлений глав внешнеполитических ведомств обеих стран. Несмотря на это, ожидается, что СНВ-2 будет подписан к середине апреля. Российские аналитики полагают, что Москва и Вашингтон согласуют компромиссные формулировки, учитывающие озабоченности РФ и ни к чему не обязывающие США.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что в Вашингтоне считают неуместным увязывать ПРО и новый договор по СНВ. «Нам представляется, что лучший способ двигаться вперед – рассматривать каждый вопрос по отдельности», – сказала она в интервью The New Times. По ее словам, в ходе саммита в Москве в июле 2009 года президенты США и России «пришли к согласию о том, что предмет нового договора – стратегические наступательные вооружения», а вовсе не наступательные плюс оборонительные. Клинтон, тем не менее, подчеркнула, что в Вашингтоне готовы к разговору с Москвой о ПРО: «Мы всячески готовы обсуждать также вопрос противоракетной обороны и других оборонных систем с нашими российскими партнерами. С российским правительством мы обсуждаем вопрос сотрудничества по ПРО, и мы надеемся, что такое сотрудничество позволит нам учесть самые разные угрозы, существующие сегодня в мире».

Напомним, Россия, напротив, желает увязать в одном договоре вопросы СНВ и ПРО. И зафиксировать это письменно. Более того, недавно глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что эти два вопроса тесно взаимосвязаны и что об этом существует договоренность между президентами РФ и США.

В американских СМИ появилась информация о том, что в качестве компромисса США и РФ готовы включить в договор по СНВ положения, констатирующие заинтересованность России в решении вопроса об оборонительных вооружениях, но юридически не обязывающие США к каким-либо реальным шагам.

Анатолий Цыганок, глава Центра военного прогнозирования, полагает, что такой вариант не исключен. И Россия согласится на формулировку, ни к чему не обязывающую США. «Подписание этого договора – в интересах России в большей мере, потому что в ближайшие три-шесть лет мы действительно потеряем наши шахтные ракеты, поскольку заканчивается их технический срок службы», – сообщил он «Эксперту Online». По словам военного аналитика, срок службы ракет вначале был рассчитан на десять лет, затем продлен украинскими специалистами-изготовителями до 15, затем до 20 лет. Россия, по словам аналитика, пытается увязать тему ПРО и СНВ, «понимая, что это ни к чему не приведет: очевидно, что от позиции России не зависит смена американцами конфигурации ПРО в Европе».

Интерес к Договору американцев состоит в том, что они намерены «подать импульс мировому сообществу, что две мировые державы хотят сокращать стратегические ядерные вооружения», полагает Цыганок.Стимулы

Москва и Вашингтон «должны договориться, не увязывая СНВ и ПРО», уверен военный аналитик. Позитив такого подхода очевиден. Подписание СНВ-2 запустит два других важных процесса на европейском континенте.

Во-первых, Россия намерена предложить странам НАТО очередной шаг по разоружению – обсудить сокращение нестратегических ядерных ракет так, чтобы к договору могли присоединиться все другие ядерные страны, их имеющие. По данным Центра военного прогнозирования, в Европе примерно 400 ядерных ракет, из которых 150−200 американских, остальные – французские и британские.

Идею российского президента Дмитрия Медведева о ядерном разоружении в Европе [1] на недавней встрече двух лидеров в Париже поддержал и президент Франции Николя Саркози. Саркози заявил, что Франция ожидает сокращения ядерных арсеналов Россией и США до уровня в «несколько сотен боеголовок». И пообещал, что Франция также подключится к сокращению оружия.

Медведев был рад такой поддержке: «Отрадно то, что наши французские партнеры готовы участвовать в этих переговорах, потому что „глобальный ноль” как идея – это красивая идея, но идея „глобального нуля” может быть достигнута только в результате консолидированной работы всех ядерных государств».

Второй важный процесс в Европе – это перспектива подвижек в реализации предложенного Медведевым Договора о европейской безопасности. Сегодня генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо заявил, что два договора – СНВ и Договор о европейской безопасности – связаны и успех продвижения второго, общеевропейского, зависит от подписания российско-американского. Таким образом, у России есть еще два стимула, чтобы договориться с американцами.Контакт

В минувшую субботу, 13 марта, состоялся телефонный разговор между президентами РФ и США. Как сообщает сайт президента России, «с обеих сторон было выражено удовлетворение высоким уровнем согласованности основных положений проекта Договора. Подчеркнуто, что сейчас уже может идти речь о конкретных датах представления проекта ДСНВ для подписания главами государств». Президенты договорились дать дополнительные указания делегациям на переговорах, очевидно, чтобы приблизить дату подписания.

В Белом доме по поводу этого разговора и конкретных дат сказали следующее: «Результаты переговоров обнадеживают, и оба лидера стремятся вскоре прийти к соглашению». Так заявил официальный представитель Белого дома Майк Хаммер.

«Я настроена оптимистично: думаю, что достаточно скоро мы достигнем договоренности. Технически это очень сложный договор, но обе стороны заинтересованы в реальном сокращении стратегических арсеналов – и это самое важное», – сказала Хиллари Клинтон.

Она посетит Москву 18−19 марта и обсудит с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым вопросы нового соглашения о СНВ. Американские СМИ со ссылкой на анонимные источники говорят, что «стороны должны утрясти технические вопросы мониторинга и верификации». А это – вопросы непростые.

Согласно официальной информации, Договор по СНВ стремятся подписать 11−12 апреля, в ходе саммита по ядерной безопасности, который пройдет в США. Вместе с тем есть информация о том, что Договор будет подписан в третьей стране, возможно, в Чехии.